Этот внедорожник СССР был не хуже американского «Доджа». Но чиновники его забраковали: вот почему


Этот внедорожник СССР был не хуже американского «Доджа». Но чиновники его забраковали: вот почему


ГАЗ-62!

Про легендарный ГАЗ-66, больше известный как «Шишига», слышали почти все отечественные автолюбители. Прыгучий, проходимый, компактный — но с характерными минусами: тесная кабина, мотор под сиденьями и неудобный рычаг КПП. Однако мало кто знает, что у этой машины могла быть совсем другая судьба. И начиналась она с совсем иного автомобиля — ГАЗ-62.

В начале 1950-х годов на Горьковском автозаводе задумали создать армейский многоцелевой внедорожник среднего класса. Он должен был занять нишу между легким ГАЗ-69 и более тяжелым ГАЗ-63. Толчком к разработке стало знакомство советских военных с американскими Dodge WC-51 и WC-52, которые массово поступали в СССР по ленд-лизу и отлично показали себя на фронте.

Так появился первый ГАЗ-62 — капотный, мощный и по-настоящему удобный по меркам своего времени. Внешне он действительно напоминал американский «Додж»: классическая компоновка, капот впереди, водитель сидит «по-человечески», а не над колесом.

И именно в этом заключалось его главное преимущество. Капотная схема делала управление удобнее, обслуживание проще, а в боевых условиях — банально безопаснее: при подрыве на мине шанс выжить у водителя был куда выше, чем у экипажа бескапотных машин. Кроме того, кабина была просторнее и эргономичнее.

По технической части ГАЗ-62 тоже выглядел крайне достойно. Машина получила полный привод, гипоидные мосты, самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения и прогрессивную подвеску. В разные годы на нее устанавливали двигатели мощностью до 80 лошадиных сил, включая передовой для своего времени мотор с форкамерно-факельным зажиганием — экономичный, тяговитый и весьма надежный.



ГАЗ-62 мог перевозить до 10–11 солдат, буксировать артиллерию и уверенно чувствовал себя на бездорожье. По сути, это был полноценный советский ...ог американского армейского внедорожника — не хуже, а по некоторым параметрам даже современнее.

Но, по слухам, именно капот стал для него приговором.

В дело вмешались военные требования. Воздушно-десантным войскам была нужна машина, которая без проблем помещалась бы в транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12. Капотный ГАЗ-62 оказался слишком длинным. Решение приняли быстро и без сантиментов: машину нужно укоротить.

Так родилась идея бескапотной компоновки — с кабиной над двигателем. Она позволяла выиграть драгоценные сантиметры, но резко ухудшала развесовку, комфорт и безопасность экипажа. Именно этот компромисс в итоге и привел к появлению ГАЗ-66.

Капотный ГАЗ-62, несмотря на удачные испытания, так и не пошел в серию. Было построено всего несколько прототипов. Все технические наработки использовали уже в «Шишиге», которая стала легендой, но сохранила все врожденные недостатки бескапотной схемы.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0