Москвич-2141 первых выпусков: какие на него были надежды!

Москвич‑2141 – машина грустной судьбы. Прекрасно задуманный автомобиль сгубило отвратительное качество сборки и отсутствие нормальных моторов. Врожденный «порок сердца» преследовал его почти всю жизнь.
А вот с качеством не всегда было плохо, что доказывает этот Москвича 1988 года выпуска. То был последний год, когда на конвейере АЗЛК одновременно собирали переднеприводный 2141 и прежний 2140. И последний год, когда качество было неплохим.
Прочная Таврия
Редкий цвет Таврия имеет свойство менять оттенок в зависимости от освещения. Краску на этой машине пришлось обновить, и при малярных работах вскрылось много любопытного. Например, на ранних Москвичах в дверях стояли продольные усилители. Нетрудно догадаться, как это хорошо для безопасности – а повышенная жесткость кузова давала и собранность на дороге. Но уже в следующем году усилители «оптимизировали».
Москвич-2141. По трассе Москвич‑2141 едет очень приятно и комфортно. А еще в ранних машинах тихо – отчасти благодаря более толстым стеклам.
Почти все панели кузова оцинкованы! Для первых автомобилей кузовные панели везли из-за границы (в первую очередь из Германии) для отладки производства. Позже качество металла сильно изменилось и оставалось весьма средним до конца жизни 41‑го. Про оцинковку уже и не вспоминали. Понятно, почему ранние Москвичи‑2141 сохранились лучше тех, что сделали в 90‑е: последние или сгнили, или развалились. Кличка «Гнилогор», которую в 90‑х годах получил Святогор, говорит сама за себя.

На первые семь тысяч машин поставили «приборки» без счетчика суточного пробега. Тогда это был брак, сейчас – коллекционная ценность.

У первых машин немного отличается руль: обод тоньше и имеет выраженное ребро по центру.

«Краснокнижный» коричневый цвет очень идет интерьеру. При идеальной сборке жесткий пластик непривычно молчалив.

Печка очень быстро прогревала большой салон. Кнопки по дизайну схожи с переднеприводными Ладами.
Кассетник Gelhard даже спустя 35 лет работает исправно. И куда лучше нашей «Былины».
Ответственный подход к сборке первых партий чувствуется и внутри. Дело не только в богатом югославском велюре необычного светло-сиреневого цвета – панели интерьера подогнаны на удивление ровно и аккуратно.

На втором ряду комфортно даже по сегодняшним меркам. Удобная посадка, приятная обивка.
Конечно, было бы наивно ждать полной тишины от жесткого пластика конца восьмидесятых, да и возраст берет свое. Но на фоне гремящих с конвейера поздних салонов 90‑х, этот – сама тихоня. И как же интерьеру Москвича идет коричневый цвет!
НЕРОДИВШИЙСЯ
Следом за хэтчбеком в производство должен был пойти седан Москвич‑2142. Как и у хэтча, базовым двигателем был карбюраторный 1.8 мощностью 95 л. с. Седан отличался иным салоном, оформлением передка, бамперами и прочим декором. Наверняка этот автомобиль мог бы пользоваться не меньшим спросом, но в серию он так и не пошел. А вместо него свет увидел длиннобазный Юрий Долгорукий. Хотя небольшое количество классических седанов с короткой базой, но передком от Святогора всё же было сделано в 1997 году.
В модельной гамме был заложен еще и минивэн, но крах СССР остановил этот проект на стадии макетов.
Продолжение - на следующей странице
Порок сердца
В свое время «сорок первый» удачно занял нишу между «девяткой» и Волгой. Цена Москвича была ближе к вазовской машине, но по вместимости он как минимум не уступал ГАЗ-24-10. Надо ли говорить о практичности – широченная пятая дверь вкупе с раскладывающимся задним диваном делала Москвич мечтой дачника.
Но до дачи еще надо было доехать, а делал это Москвич весьма неспешно. Основной проблемой было отсутствие нормального двигателя. Ни один из спроектированных специально под «сорок первый» моторов так и не пошел в серию. А полноценной замены не было. Ни жигулевский мотор 2106, ни появившийся в середине девяностых УЗАМ объемом 1,7 литра не могли нормально разгонять достаточно крупный Москвич.

Ходили шутки, что самый мощный мотор под капотом Москвича был у отопителя.
По изначальным планам даже базовый карбюраторный мотор 1.8 должен был развивать 95 сил. А еще были запланированы двухлитровый агрегат и турбодизель. Лишь в конце 90‑х годов, когда под капотом прописался двигатель 2.0 Renault F3R, «сорок первый» поехал так, как должен был с самого начала.
Управляемость изначально стала жертвой комфорта. Той живости, что была у восьмого семейства Лады, в Москвиче нет и в помине. Зато как он хорош на автостраде! Идет стойко и ровно, не реагируя на ветер или колею. Машину не ведет в сторону на старте. Не секрет, что Simca 1308 по ряду причин стала образцом при создании внешности (у машин 86–87‑го годов выпуска даже задние боковые стекла были от нее). Но в техническом плане вдохновение во многом черпалось от тогдашнего Audi 100.

Багажник просто огромен. При сложенных сиденьях второго ряда образуется ровная площадка, где может улечься человек ростом до 180 см.
Передний привод с продольно расположенным мотором внес свои особенности в компоновку, вроде главной пары перед коробкой передач или стоящего сбоку радиатора. Полуоси равной длины давали Москвичу не только стабильность на ходу, но и неплохую проходимость. Остается только гадать, на что он был бы способен с полным приводом. Который тоже планировали…
МОСКВА И МОСКВИЧ
Фраза «ах, если бы» применительна к Москвичу‑2141 дважды. Второй шанс предоставился ему в конце девяностых годов. Правительство Москвы выкупило завод и выделило огромные средства на его развитие. Но распорядились ими с халатностью. Вместо того чтобы отладить качество и, возможно, запустить недостроенный моторный завод, Москвич стал плодить странные модификации.
Директором завода тогда был Рубен Асатрян. Под его руководством началась подлинная выставка уродцев: Юрий Долгорукий, Калита, Князь Владимир. Апофеозом театра абсурда стал двухдверный Дуэт – страшнее автомобиль еще нужно поискать.
Единственным светлым пятном стала модификация с двухлитровым двигателем Renault, который дал Москвичу ту динамику, которую он должен был иметь с самого начала. Но на судьбу завода это уже не повлияло, и в 2001 году конвейер снова был остановлен.
Ожидание и реальность
Да-да… Должно было быть… Задумывалось… Москвич‑2141 – олицетворение поговорки «хотели как лучше, а вышло как всегда».
Спроектированный «сорок первый» и тот, что поступил в продажу – это совершенно разные машины. Москвичи первых выпусков и «оптимизированные» впоследствии тоже заметно отличаются.
Удачную модель сгубило ужасное – и ухудшавшееся с годами! – качество. Итог был закономерен: легендарный завод прекратил свое существование. Приятно, что сейчас имя Москвич возродили. Но это совсем другая история.

Москвич по вместимости сравним с куда более габаритной Волгой, а по цене он был ближе к вазовской «девятке».
Москвич-2141
* Длина / ширина / высота / база 4350 / 1690 / 1400 / 2580 мм
* Снаряженная / полная масса 1055 / 1455 кг
* Объем багажника 470 / 1270 л
* Максимальная скорость 158 км/ч
* Разгон 0–100 км/ч 14,9 с
* Двигатель бензиновый, P4, 8 клапанов, 1570 см³; 56 кВт / 76 л. с. при 5400 об/мин; 121 Н·м при 3000 об/мин
* Топливо / запас топлива АИ-92 / 55 л
* Трансмиссия передний привод; М5