Почему у «Запорожца» двигатель сзади?

А в вашей семье был горбатый или ушастый? "Запорожец" - автомобиль, ставший настоящей легендой. Его узнаваемый силуэт, доступность и простота сделали его народным любимцем. Однако у машины была одна конструктивная особенность, которая отличала её от большинства автомобилей советского автопрома - двигатель был расположен сзади.Новости СМИ2 Но почему? Мы решили разобраться.
Разработка компактного советского автомобиля началась в 1956 году. Проектирование велось под руководством Бориса Фиттермана в научно-исследовательском институте НАМИ совместно с главным конструкторским отделом завода малолитражных автомобилей. Итоговый вариант автомобиля был разработан на Запорожском заводе "Коммунар" (ныне ЗАЗ), где и было налажено его серийное производство.

wikipedia
Собственно, и свое название автомобиль получил в честь города Запорожье, где находился завод-изготовитель. Первый серийный экземпляр сошёл с конвейера 22 ноября 1960 года. И за 34 года производства было выпущено более 3 миллионов автомобилей разных модификаций!
Стоит сказать, что все модели имели своих иностранных прототипов.{reklama}
ЗАЗ-965 и 965А, он же знаменитый "Горбатый" был создан на основе Fiat 600
wikipedia
ЗАЗ-966 и 966В, он же "Ушастый" похож на немецкий NSU Prinz IV
wikipedia
ЗАЗ-968, 968А и 968М, он же "Мыльница" имел черты Chevrolet Corvair и Volkswagen Type 3
wikipedia{reklama2}
И именно первый прототип "Запорожца" - итальянский Fiat 600 был с задним расположением двигателя. Такая компоновка считалась оптимальной для малолитражек, так как позволяла упростить конструкцию и снизить себестоимость производства.
Расположение двигателя сзади позволяло избавиться от длинного карданного вала, который использовался в классических переднемоторных автомобилях с задним приводом. Это снижало массу, уменьшало количество деталей, упрощало обслуживание и делало производство дешевле. Для советского автопрома этот фактор был критически важен.
Несмотря на дешевизну, "Запорожец" был, по сути, вездеходом. Перенос тяжелого двигателя на заднюю ось улучшал сцепление с дорогой и облегчал переднюю часть автомобиля, позволяя ему с лёгкостью преодолевать даже самые сложные дороги.
wikipedia{reklama3}
Кроме того, у двигателя было воздушное охлаждение, а не традиционное жидкостное, поэтому для лучшей циркуляции воздуха его размещали сзади. Но и это стало плюсом: такое решение делало его менее зависимым от погодных условий, ведь отсутствие радиатора исключало риск его замерзания зимой.
Разумеется, заднемоторная компоновка имела и свои недостатки. В частности, из-за перераспределения веса ухудшалась управляемость на высоких скоростях - задняя часть могла "заносить" в поворотах. Кроме того, шум в салоне был заметно выше.
Но несмотря на свои недостатки, "Запорожец" справлялся со своими задачами, оставаясь доступным и неприхотливым автомобилем для миллионов советских граждан. А сегодня это настоящий раритет!
olx