​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска




Эта ознакомительная поездка была совершенно случайной и спонтанной. Во время визита корреспондента «Известий» на Ульяновский автозавод генеральный директор предприятия Алексей Спирин неожиданно предложил поближе познакомиться с первым, еще даже не предсерийным, а скорее опытным образцом «Патриота» с новым дизельным двигателем.Новости СМИ2 И, несмотря на то, что этот импровизированный тест-драйв был коротким и проходил на территории автозавода, первые впечатления от новой модификации ульяновского внедорожника получить всё же удалось. Подробности — в материале «Известий».

Вспомнить былое

Во время нашей беседы о перспективах предприятия и новых моделях, в том числе и дизельных версиях автомобилей УАЗ, Алексей Спирин, внезапно сняв трубку, кому-то позвонил.

— Дизельный «Патриот» сейчас на заводе. Хотите проехаться на нем? — спросил он. — Полчаса хватит?

Отказываться от такого предложения было бы просто глупо: не часто удается даже просто увидеть или посидеть в машинах, до того момента, как они пойдут в серию. А уж чтобы оказаться за рулем опытного образца и проехать на нем — это вообще редчайший случай, тем более что речь идет о версии, которая потенциально будет очень интересна покупателям.
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


«Патриот» с мотором на солярке вдвойне интересен, поскольку на УАЗе уже был опыт установки на свои внедорожники дизелей. В начале 2000-х на базе хорошо знакомого владельцам «Волг» и автомобилей из Ульяновска «406-го» бензинового мотора Заволжский моторный завод (ЗМЗ) создал турбодизель, получивший индекс «514» который устанавливали на модели УАЗ.



Первый опыт «дизелизации» оказался не самым удачным: мотор получился сырым, качество его комплектующих было не на высоте. А потому покупатели не особо жаловали дизельные «УАЗы». Впоследствии «детские болячки» этого двигателя вылечили, однако репутация «ЗМЗ-514» оказалось уже подмоченной. Окончательно его добили введенные в 2015 году более жесткие экологические требования, под которые модернизировать этот дизель с учетом низкого спроса не имело смысла.
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


«УАЗы» оснащались также иностранными дизелями Andoria и Iveco. Но с ними машины получались дорогими, а потому такие версии также не нашли поддержки у покупателей. Вновь к идее выпуска дизельных УАЗов в Ульяновске вернулись совсем недавно, когда на входящем теперь в группу компаний Sollers ЗМЗ начали собирать такие моторы для коммерческой модели Argo.

Первый выезд

Перед входом в один из цехов УАЗа нас ожидает белоснежный «Патриот», под капотом которого установлен тот самый дизельный мотор, выпуск которых был налажен в Заволжье. По сути, перед нами называемый «мул»-агрегатоноситель, созданный для ходовых испытаний и тестирования будущей серийной модели. Сейчас дизельному «Патриоту» до конвейера еще очень далеко: ориентировочно запуск производства внедорожников на солярке намечен только на ноябрь этого года. До этого времени опытные образцы ждут тысячи километров тестовых пробегов в разных условиях, в ходе которых испытатели и инженеры будут «шлифовать» настройки мотора и трансмиссии, ведь коробка передач здесь тоже новая: впервые в истории ульяновский внедорожника оснастили шестиступенчатой механикой. Ее «донором» также стал грузовичок Argo. Производство этой трансмиссии освоено в России.

​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


В отличие от многих других предсерийных и тестовых машин «секретный» ульяновский внедорожник украшать камуфляжной раскраской не пришлось: «Патриот» как «Патриот». Опознать, что это будущая дизельная версия, можно только по характерному тарахтению мотора. Впрочем, дизельный «УАЗ» вовсе не напоминает по звуку трактор. Мотор не громче, чем у любого другого автомобиля, потребляющего солярку.

Поскольку автомобиль опытный, некоторые элементы салона пока тоже «предсерийные». Например, обшивка центрального тоннеля представляет собой прикрученный обычными саморезами кусок пластика с вырезом под рычаг КПП. В данном случае не важно, что сам кожух имеет овальную форму, а вырез под него прямоугольный. Да и блок управления режимами полного привода с кнопками включения блокировки дифференциала, а также клавишами подогрева сидений и руля явно расположили по принципу «всунули туда, где нашлось место».
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска



Для оснащения машины шестиступенчатой механической трансмиссией инженерам пришлось «поколдовать» с ее компоновкой, ведь на бензиновом «Патриоте» рычаг КПП выходит непосредственно из самой пятиступенчатой коробки передач, в то время как новая «шестиступка» имеет тросовой привод включения передач с кулисой. Поэтому сам рычаг и механизм переключения с тросами и тягами расположен на отдельном подиуме. Вся эта техническая начинка потребовала оригинального кожуха центрального тоннеля, который еще только предстоит создать. Для разработки этой и других новых деталей интерьера на УАЗе был запущен промышленный 3D-принтер. Ну а для опытно-тестового образца пришлось на время воспользоваться «обходными» технологиями.

Испытателям на заметку

Первое, на что обращаешь внимание в салоне опытного «Патриота» помимо «предсерийных» решений в интерьере, — это практически полное отсутствие характерных «дизельных» вибраций, даже несмотря на «грузовое» происхождение силового агрегата под капотом. На некоторых серийных автомобилях, работающих на «тяжелом топливе», этот зуд ощущается более явно. Поскольку у инженеров УАЗа уже есть опыт «пересадки сердца» на коммерческом автомобиле «Профи», они превентивно избавили даже опытный дизельный «Патриот» от излишних вибраций мотора, подобрав «мягкие» опоры двигателя.
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


Включаю первую передачу, отпускаю сцепление — и «Патриот» буквально прыгает вперед на пару метров. Сказывается «коммерческое» прошлое тандема двухлитрового турбодизеля мощностью 136 л. с. и шестиступенчатой «механики». «Короткая» первая скорость вкупе с 320 Нм крутящего момента рассчитана на уверенный старт с места на грузовике с полной нагрузкой. Более легкий внедорожник с таким сочетанием «мотор-коробка» оказывается резким. Впрочем, до запуска машины в серийное производство у инженеров и испытателей УАЗа есть еще много времени, чтобы изменить характеристики силового агрегата, придав ему более «легковые» черты.

​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


Зато на дизельном «Патриоте» можно без труда тронуться со второй и даже с третьей скорости, не «играясь» с педалью сцепления. Двигатель обеспечивает хорошую тягу практически на холостых оборотах, а на свой пик выходит, как только стрелка тахометра перевалит за отметку 1600 об./мин.

Ознакомительная поездка по территории автозавода явно не располагает к проверке динамических характеристик: на внутризаводских проездах постоянно снует технологический транспорт, да и охрана не дремлет. Тем не менее нам удалось найти прямую и свободную дорогу и проверить скоростные качества дизельного «Патриота».
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


Разогнаться с нуля до «классической сотни», правда, не получилось: дорога оказалось коротковатой для таких заездов. Однако достигнуть 70–75 км/ч всё же удалось.

По сравнению с бензиновой версией машина по ощущениям показалась более динамичной. Правда, и здесь сказались «грузовые» характеристики мотора: он обладает достаточно узким рабочим диапазоном. Раскручивать его выше 2500–2700 об./мин не имеет особого смысла: после этого рубежа тяга практически не нарастает. А вот переход на следующую передачу сопровождается заметным «подхватом». Вполне вероятно, что в ходе испытаний рабочий диапазон оборотов мотора будет расширен.


На опытном экземпляре при разгоне характерный свист турбины отчетливо приникает в салон. Не будет лишней проработка дополнительной шумоизоляции автомобиля перед запуском его в серию.
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


А вот что-либо менять в работе механизма переключения передач, наверное, не стоит. На нынешней пятиступенчатой трансмиссии выбор скорости зачастую напоминает лотерею: нередко передачи, особенно при переключениях «вниз», приходится буквально вколачивать. На версии с дизелем и новой шестиступенчатой коробкой передач в ходе ознакомительной поездки таких проблем не возникло ни разу. Трансмиссия приятно удивила четкими и выверенными усилиями на рычаге КПП, а также его небольшими ходами.
​​​​​​​Пересадка сердца: дизельная версия внедорожника из Ульяновска


То ли еще будет

Одновременно с появлением на рынке в конце осени «Патриотов» с дизельным мотором и шестиступенчатой механической трансмиссией ульяновский внедорожник получит новую систему мультимедиа, электромеханическую «раздатку» и светодиодную оптику. Также его ожидает рестайлинг, в ходе которого изменится как внешний облик машины, так и интерьер, поэтому сейчас на УАЗе не могут называть даже приблизительную стоимость дизельного «Патриота». В компании рассчитывают, что продажи версий на солярке составят 15–20%. Как заявил «Известиям» генеральный директор УАЗа Алексей Спирин, предприятие постарается установить на дизельную модификацию цену, которая бы позволила достичь этих показателей.

Комментарии 0/0