Кадровый голод: почему перевозчики испытывают острую нехватку водителей
Анастасия Платонова, руководитель кадрового агентства и эксперт «Шерлок», отмечает, что в сфере коммерческих грузоперевозок уже много лет наблюдается явный дефицит водителей. С 2020 года наблюдается значительный рост количества вакансий. По ее словам, различные источники указывают, что нехватка колеблется от 60 тысяч до более 100 тысяч.Новости СМИ2
Анна Грахова, руководитель бизнес-подразделения среднего бизнеса Группы «Альфа-Лизинг», отметила, что в любом случае сегодня наблюдается нехватка более 30% сотрудников в сфере коммерческих грузоперевозок, включая водителей, механиков, экспедиторов, и т д. Она понимает, что особенно востребованы водители классов С и Е: к началу 2024 года спрос на водителей-дальнобойщиков вырастет до 25%.
Грахова отметила, что основными причинами нехватки сотрудников являются тяжелые условия труда и конкуренция со стороны курьеров с более легкой и комфортной работой. Гендиректор ООО «Байкал Сервисез ТК» Владимир Толкачев добавил, что частичная мобилизация также внесла на время определенные корректировки на рынок труда.
Он считает, что в целом профессия водителя грузовика является одной из самых актуальных в вооруженных силах. Эксперты также обратили внимание на демографический кризис 1990-х годов, непрестижность рабочих профессий, отсутствие единой системы подготовки кадров и относительно низкий уровень заработной платы.
— Сроки, необходимые нашей компании для закрытия вакансий водителей в России, с начала этого года увеличились в среднем на 30–40%. В Москве это занимает в среднем от 5 до 10 рабочих дней, иногда даже больше. Зарплатные ожидания кандидатов выросли на 30-40%. Понятно, что при работе с людьми то же самое касается и водителей, фокус сместился с привлечения сотрудников на их удержание. Толкачев поделился своими наблюдениями.
Кадровики Платонова сходятся во мнении, что большинство водителей-дальнобойщиков стареют. Сама должность требует соответствующего опыта вождения. Но когда он накопится, стимула становиться дальнобойщиком может уже не быть, говорят собеседники портала «АвтоВзгляд». В то же время «трудящаяся молодежь» также сталкивается с реальной борьбой.
«Даже если бы не было оттока денег из региона, быстро заполнить все вакансии было бы сложно. Водители-дальнобойщики не так часто меняют работу: они привыкли к машинам, условиям и маршрутам.
Обратите внимание: Дорогущее изобилие: почему в автосалонах Jetour пусто, несмотря на красавца T2. Иногда даже отказываются повышение из-за опасения, что купят плохую машину, возникнет невыгодная поездка или другие вопросы", - сказал кадровик.
Платонова считает, что изменение рыночных условий логистических услуг также является причиной нехватки талантов в отрасли. По ее мнению, возросла нагрузка на всю транспортную систему. С 2020 года цепочки поставок активно удлиняются, что привело к увеличению спроса на сотрудников.
Кроме того, с 2022 года также значительно увеличилось количество интернет-магазинов и распределительных центров. 2023 и 2024 годы станут годами ввода в эксплуатацию рекордного количества складов. У основных игроков есть своя техника, бонусы, привилегии, а значит, и возможности для развития персонала.
Однако основным источником водителей междугородних перевозок остается внешний набор персонала. По мере увеличения числа небольших логистических компаний обостряется и конкуренция за профессиональные таланты. Анна Грахова из Alpha Rental Group прогнозирует, что к 2030 году их нехватка может достичь 1,5 млн человек».
Она рекомендовала сократить дефицит профессиональных водителей за счет возрождения профессиональных учебных заведений, готовящих водителей категорий D и CE, и популяризации профессии. В свою очередь, специалист по кадрам Анастасия Платонова признала, что автошколы могли бы стимулировать интерес к водителям по профессиональной категории, возможно, за счет включения их в программы переподготовки госпроектов.
Логистическим компаниям следует в частном порядке рассмотреть возможность организации собственных краткосрочных курсов подготовки водителей, добавила Грахова. И проводить комплексную работу, соблюдать режим отдыха и создавать дополнительные преференции, например, ДМС. Также было бы полезно снизить пенсионный возраст в отрасли и предоставить некоторые другие льготы. Платонова также поддерживает эту идею.
Грахова считает, что в целом стране нужны парковочные места для дальнобойщиков, качественные туалеты с кухнями, душевые и спальные места. При этом их необходимо организовывать не только на федеральных дорогах, но и на региональных. Эксперты ожидают, что это будет реализовано в рамках национальных транспортных проектов».
Грахова отметила, что цифровизация логистических процессов также может сократить дефицит кадров и затраты перевозчиков. Например, использование беспилотных грузовиков. Она убеждена, что успешное испытание внедрения не только решит кадровые проблемы, но и повысит производительность логистики.
Идею поддержал директор по развитию AAA Truckservice Алексей Рамазанов. Автоматизированная мобильность транспортных средств стала технически осуществимой задачей, что особенно важно для грузового сектора из-за острой нехватки квалифицированных кадров.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Кадровый голод: почему перевозчики испытывают острую нехватку водителей.