Агрегаторы такси нашли способ обойти жесткие правила закона о такси

При переходе на другую модель бизнеса агрегаторы и водители могут не соблюдать массу требований, прописанных в законе о такси. И эту схему они считают легальной
Агрегаторы таки стали выбирать работу по модели «сервис аренды автомобиля с водителем», пишут «Известия» со ссылкой на участников рынка и экспертов.
В отличие от официального таксиста, частному лицу, которое оказывает услугу водителя на своем автомобиле, не нужно оформлять путевые листы, проходить медосмотры, покупать специальные страховки для такси, и машина у него может быть какая угодно. Без всяких требований о локализации и так далее. Единственное — такой водитель не может клеить на свой автомобиль шашечки. И в регионах это водителей не пугает.
Одним из первых о переходе на схему аренды машин с водителями, которая не подпадает под действие закона о такси, объявил агрегатор «Максим» (он осуществляет до 70% перевозок легковыми автомобилями в регионах). «Известия» приводят слова директора сервиса Максима Шушарина, который убежден, что действующий закон о такси не учитывает интересы частных водителей, а требования этого документа для них невыполнимы. На запрос «Бизнес FM» в такси «Максим» не ответили.
Однако редакция поговорила с водителем, который сотрудничает в том числе и с этим сервисом, он подробно рассказал о том, как устроена система изнутри. Извозчик, работающий по схеме аренды машины с водителем, получает заказ через то же приложение, что и официально оформленный таксист. Просто на этапе регистрации нужно выбрать, как именно хочешь работать — таксистом или не совсем, рассказывает водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi Егор:
«В первом случае водитель должен загрузить все документы, он будет платить, в частности в сервисе «Максим», сниженную комиссию. Допустим, 10-12%, она в разных городах разная, в каких-то может быть и 5%, в каких-то — 15%. А если он не хочет соответствовать [требованиям], например, автомобиль не подходит по цвету, он не может быть включен в реестр такси либо водитель не хочет стать самозанятым, он просто перевозит пассажиров уже с комиссией в 30% — сервис такси «Максим» забирает себе гораздо больше. При этом пассажиру предлагает заказать себе не такси, а арендовать автомобиль с экипажем, согласно договору фрахтования. И он даже этот договор фрахтования предоставляет в электронном виде пассажиру. Соответственно, сервис предлагает пассажиру выбрать — либо он закажет такси, либо машину с водителем. Машина с водителем, как правило, дешевле».
В регионах, по словам собеседника «Бизнес FM», дешевле процентов на 20. Причем и такси, и извозчика по фрахту можно вызвать в одном и том же приложении. За пределами Москвы на экране приложения такси «Максим» есть несколько кнопок, среди которых есть иконка «Легковые автомобили», а есть иконка «Такси». Нажимая последнюю, человек может ожидать, что за ним приедет настоящий таксист на брендированном авто, а в разделе «легковые автомобили» можно выбрать тариф от эконома до бизнеса и ждать водителя с машиной. В Москве в том же приложении кнопки «Такси» нет вообще, есть только «Легковые автомобили».
При этом эксперты говорят, что в столице такой уровень контроля за этим рынком, что ненастоящего таксиста к заказам не подпустят в принципе. Но в других городах страны ситуация отличается кардинально, и схема с арендой автомобиля с водителем там используется очень активно, и не только сервисом «Максим», рассказывает председатель общественного движения «Форум такси», таксист Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси», таксист «Достаточно отъехать буквально на 40-50 километров от МКАД — и уже в Московской области вы, выйдя с электрички на вокзал, увидите ряд стоящих небрендированных нетакси, хотя они вроде бы и такси. Если вы отъедите от Москвы на 100 километров, там уже 80% будет именно таксистов в «серой» зоне. Полностью легальных так называемых такси, которые получили разрешение на автомобиль, на этот вид деятельности, добавились во все реестры, останется от региона к региону в разном процентном соотношении — где-то 20%, где-то 15%».
Но при этом, по словам эксперта, и в Москве в топовых тарифах «Яндекса», и в таких сервисах, как Wheely с небрендированными автомобилями бизнес- и премиум-класса, используется ровно та же схема. По которой нужно не шашечки, а ехать.