Как выбрать японский кроссовер с пробегом — советы и примеры

Два главных достоинства японских машин – качество и надежность. За это, прежде всего, они и ценятся на вторичном рынке, что отражается на запрашиваемых ценах. Почти все японское – дорого! Даже с большими пробегами.

Общее правило при выборе японской модели с пробегом: предпочтение наиболее массовым. Для них и запчасти проще найти, и сервисмены с ними лучше знакомы.Новости СМИ2
Найти какой-то «ломучий» японский кроссовер нереально – даже если рассматривать массовые модели из низшей ценовой группы.
К качеству и надежности обычно прилагаются достойные ездовые качества, комфорт, стойкость к коррозии и прочие преимущества. Тем не менее, у любой модели есть определенные недостатки. И при выборе кроссоверов с пробегом полезно учитывать различные нюансы.
Вариаторы японских кроссоверов
О бесступенчатых трансмиссиях (CVT) сказано так много, что углубляться в подробности нет смысла. Основная беда – вариаторы до сих пор не удалось наделить достаточным ресурсом.
В среднем они служат намного меньше классических гидроавтоматов. И, что еще печальнее, срок службы до переборки (или полного выхода из строя) непредсказуем. Нельзя быть уверенным даже в 100 тысячах км пробега – агрегат может развалиться раньше. Но CVT может выдержать и 200 тысяч км, что невозможно предсказать заранее.

Toyota RAV4 считается у нас чуть ли не эталоном надежности и долговечности. Однако с 2010 года основной мотор 2.0 сочетается только с CVT серии K111/К112 – это две трети RAV4 с пробегом. Вариатор хороший, но к 100 тысячам км нередко сдаются подшипники.
Особняком стоят вариаторы, в которых главный силовой элемент не «толкающий», а «тянущий».Новости СМИ2 Но таких машин немного. В их числе Subaru с CVT серии Lineartronic. Также можно выделить Nissan Murano, где вариатор Jatco JF017E применен в версии с тянущей цепью. Правда, в сочетании с мотором V6 3.5 и он не отличался достаточным ресурсом.
В любом случае, 250 тысяч км – для автоматов дистанция реалистичная, а для вариаторов почти запредельная. И в ремонте они подчас дороже автомата.
Тем временем, половина представленных на вторичном рынке Кашкаев и Икс-Трейлов с вариаторами имеют пробеги свыше 150 тысяч км. Как выбирать? Отмести все варианты с пробегом в районе 150 тысяч км – за исключением случаев, когда владелец готов документально подтвердить недавний ремонт или замену CVT. Но лучше – не связываться с вариаторами вообще, отдав предпочтение гидроавтомату.
В частности, автоматам по-прежнему верны Mazda и Suzuki. Есть они у некоторых версий Тойоты RAV4 и Mitsubishi Outlander, у дизельного X-Trail, у Хонды CR-V. Пожалуй, практичнее взять «японца» постарше, но с автоматом, чем помоложе, но с вариатором.

У Кашкая неплохая репутация, но не совсем понятно, почему. Вариаторы – слабое место, подвеска слабвата, коррозионная стойкость средняя. Прекрасные моторы? Но двухлитровый – с прямым впрыском, а турбо 1.2 даже новым лучше не брать.
Моторы японских кроссоверов
Японские компании, в отличие от европейских, не занимались даунсайзингом и редко оснащали массовые кроссоверы турбомоторами малого объема.
Конечно, есть исключения. Например, у Mitsubishi Eclipse Cross (продавался с 2018 года) базовый двигатель – турбо 1.5 (150 л.с.). Ничего плохого о нем пока сказать не можем, но… Сочетается он только с вариатором, и машин с атмосферными моторами более чем достаточно.
Среди двигателей сложно выделить какие-то менее надежные – можно говорить лишь об индивидуальных слабостях каждого из моторов.
Скажем, у бензиновых двигателей Тойоты не самые долговечные водяные помпы. У многих сравнительно современных моторов рано проявляется высокий расход масла. Но в целом все нормально – и по надежности, и по ресурсу. Практически любой японский мотор служит на протяжении 250-300 тысяч км.
Но есть важные мелочи. Так, линейка атмосферных моторов Skyactiv Мазды изначально спроектирована под бензин АИ-98, и заправлять в баки оснащенных ими автомобилей 95-й нежелательно – засоряется топливная система, так как впрыск у них прямой.
Также на прямой впрыск перевела свои атмосферные двигатели 2.0 и 2.5 Subaru – появился жор масла с малых пробегов, и случаются перегревы при масляном голодании. Хлопотно! И ресурс у них, кстати, так себе. Так что при покупке «пятого» Форестера надо очень хорошо подумать.

Mazda CX-5 славится превосходной подвеской, надежными атмосферными моторами и отсутствием вариаторов. Многие машины без поломок ходят 200 тысяч км. Кроме дизельных – дизель 2.2 оказался неудачным.
Подвески японских кроссоверов
Прямых сравнений по количеству поломок подвесок при пробегах до 200 тысяч км никто не проводил. По общим же ощущениям, слабых подвесок у японских кроссоверов нет. Но можно выделить в среднем более и менее выносливые.
Так, у RAV4, Хонды CR-V и Мазды CX-5 ходовую часть считают очень терпеливой: она не требует вмешательств до 150 тысяч км или больше.
Подвески Ниссанов, в первую очередь Qashqai и Juke, – слабее. Сыпучими их не назовешь, но есть элементы, которые часто не доживают до 80 тысяч км.
Само собой, живучесть ходовой части относительна: прямо зависит от того, где и как ездить. Износ подшипников и сайлентблоков, стоек и втулок явно ускоряется, если регулярно и быстро ездить по грейдерам и разбитому асфальту.
То же и с рулевыми механизмами – рейки, тяги, наконечники на ровных дорогах живут долго. На разбитых – когда как.
Лакокрасочное покрытие японских кроссоверов
Общее слабое место большинства японских моделей – лакокрасочное покрытие, подверженное сколам. Верхний слой лака обычно мягкий – легко царапается и затирается.
Болезнью это считать неправильно, просто таковы современные технологии с особыми требованиями к экологии. Существует немало способов защиты кузова от мелких повреждений дорожным мусором, и пренебрегать ими не стоит.
Что касается темпов развития коррозии, то она различается не по моделям, а, скорее, по маркам. Самые стойкие к коррозии кузова – у Тойоты и Хонды. Наименее стойкие – у Ниссана и Mitsubishi. Все остальные находятся примерно посередине.
Отдельная тема – ветровые стекла. На японские кроссоверы в этом смысле жалоб больше, чем на корейские и европейские: они слишком мягкие, и чуть что, образуется скол.

Suzuki Vitara, возможно, – лучший вариант среди компактных кроссоверов по надежности и общей жизнестойкости. Сборка не российская. Можно рассматривать даже версии с турбомотором 1.4, но если вы готовы смириться с консервативным и скудным оснащением.
Выводы по японским кроссоверам с пробегом
Полезные подсказки вы также найдете в многочисленных рейтингах надежности, составляемых в Германии, Великобритании, США… Из них чаще всего следует, что самые надежные кроссоверы из поколения в поколение делают компании Suzuki, Honda, Toyota и Mazda. К Mitsubishi, Nissan, Subaru вопросов больше.
В целом это совпадает с тем, что изложено выше. Но учтем, что в Европе и Америке зачастую продавали немного иные Тойоты и Ниссаны – с другими моторами, трансмиссиями и подвесками.
Оптимальным по части потенциальных расходов на содержание разумно считать кроссовер с атмосферным мотором не более 2,5 л и гидроавтоматом.
Если говорить о машинах в возрасте 8-10 лет, то лучшие варианты: Honda CR-V, Toyota RAV4 (с мотором 2.5), Suzuki Vitara и Grand Vitara, Mazda CX-5 (оба поколения).
Однако это отнюдь не руководство к действию: в конечном итоге все зависит от реального состояния конкретного экземпляра. Именно его следует учитывать при окончательном выборе.
* Как выбрать подержанный пикап и не разочароваться: «За рулем» дал советы по выбору американского, китайского и российского пикапов.