Новый закон уже готов ко второму чтению. Отрасль опасается массового ухода водителей, дефицита машин и роста затрат. Производители, агрегаторы и эксперты просят отложить введение закона, поскольку реализация требований пока невозможна
Законопроект о локализации такси планируется принять 13 мая во втором чтении.Новости СМИ2 Согласно документу, с 1 марта 2026 года в такси можно будет использовать только машины российского производства. Смягчающие поправки правительства при этом были отклонены профильным комитетом.
В бизнес-сообществе считают, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков и создаст проблемы для самозанятых водителей. Изначально предполагалось установить требование, по которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября этого года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным, то есть соответствующим уровню локализации не менее 3200 баллов. Под такие требования подпадают модели «АвтоВАЗа», а также отдельные модели «Москвича» и электромобили Evolute.
Действие новых требований, предложенных ко второму чтению, временно не будет распространяться на автомобили такси в Калининградской области и на Дальнем Востоке.
Комментирует автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» «Задача — этот финансовый поток перенаправить в карман государства через автомобили, которые должны быть произведены на территории России и набирать большое количество баллов. То есть 3200 баллов — это примерно как у автомобилей по госконтрактам. Это довольно много. У нас, по сути, только продукция «АвтоВАЗа» соответствует этому уровню, остальные только стремятся. Во втором чтении появилось исключение для Дальнего Востока и Калининграда — у них своя специфика. Калининград географически отрезан, у них есть «Автотор», они делают ставку на электромобили. Пока их немного, но, возможно, будут. А логистика с материка сложная. На Дальнем Востоке есть «Соллерс», но они делают коммерческий транспорт, легковушек нет. Там в ходу праворульные японские машины, рынок особенный. От идеи никто не отказывается, но ее откладывают. Раньше планировалось 3200 баллов, потом 4000, потом 5000 — это стратегия развития автопрома. Но сейчас очевидно, что даже в этом году закон не примут. Если и пройдет третье чтение, вступит в силу он только с 1 марта 2026 года. Не готовы ни производители, ни таксопарки. Ежегодно требуется порядка 50 тысяч новых машин. Если не хотим ездить только на «Ладах», а мы явно не хотим — не из-за комфорта, а из-за экономики — нужно пересмотреть подход. Сейчас все участники рынка пытаются от этого закона дистанцироваться, никто не хочет терять деньги. А главный выгодоприобретатель здесь — это, конечно, «Яндекс». Он главный бенефициар процесса, зарабатывает больше всех на этом рынке».