Чем в СССР отличалась «генеральская» «Волга» от обычной: отличия появились неспроста


Чем в СССР отличалась «генеральская» «Волга» от обычной: отличия появились неспроста


ГАЗ-3102!

Первые «Волги» ГАЗ-24 задумывались как автомобили представительского класса — ими пользовались секретари райкомов, директора крупных предприятий и даже отставные космонавты. Но с началом массового выпуска все изменилось: «Волга» постепенно превратилась в обычную машину, которую можно было встретить у простого рабочего класса.Новости СМИ2 Чтобы вернуть автомобилю статус элитного, было решено создать специальную версию — ГАЗ-3102. Так появилась «генеральская Волга».

Новый автомобиль — ГАЗ-3102

Конструкторское бюро Горьковского автозавода получило заказ на разработку машины, которая должна была стать промежуточным звеном между массовой «Волгой» и недосягаемой «Чайкой». Так появилась ГАЗ-3102 — автомобиль, внешне более строгий и солидный. В основе остался кузов ГАЗ-24, но его удлинили, переделали переднюю и заднюю части, сделали салон просторнее и изменили панель приборов.

Внешность у новой «Волги» получилась узнаваемой и внушительной: характерная решетка радиатора, прямоугольные фары, удлиненный капот. Дизайн был нарочито строгим — «грозным», как вспоминали современники.
Чем в СССР отличалась «генеральская» «Волга» от обычной: отличия появились неспроста


shutterstock.com

Не для всех — и по виду, и по технической части

ГАЗ-3102 получила специальный форкамерный двигатель ЗМЗ-4022.10 — технически сложный, мощностью 100–105 л. с. Его особенностью была система зажигания с дополнительной свечой в предкамере. Инженеры надеялись добиться экономичности и экологичности, но на практике двигатель оказался капризным и перегревающимся.

Коробка передач — все еще механическая, но модернизированная. Автомат, несмотря на изначальные планы, не прижился: производить его в СССР было просто не на чем. Позже, уже в 1990-х, на некоторые машины начали ставить японские и американские моторы — Toyota и Chrysler.

Подвеска — изначально с шкворневой системой, позаимствованной у грузовиков, требовала регулярной смазки, но отличалась живучестью. В дальнейшем ее заменили на более современную с шаровыми опорами. Зато салон с первых выпусков был рассчитан на комфорт: велюровая отделка, мягкие сиденья с ортопедическим профилем, декоративные вставки под дерево (пусть и из пленки), улучшенная шумоизоляция.

Характеристика
Обычная Волга (ГАЗ-24)
«Генеральская» Волга (ГАЗ-3102)

Дизайн
Классический округлый, скромный
Строгий, «солидный», с квадратной оптикой

Кузов
Стандартный
Удлиненный на 225 мм

Двигатель
Надежный, простой змз-402, 85–95 л. с.
Сложный, форкамерный змз-4022.10, 100–105 л. с.

Интерьер
Ткань, простая панель
Велюр, отделка под дерево, улучшенная панель

Подвеска
Жесткая, простая
Мягкая, шкворневая, комфортная

Тормоза
Барабанные
Передние дисковые, ВУТ от Girling

Статус
Массовая, доступная
Для партийной и военной элиты

Почему 3102 любили не все?

Автомобиль действительно создавался как служебный — для генералов, руководителей обкомов и других высокопоставленных лиц. Некоторые из первых партий даже оснащались боксом с радиосвязью. Но для простых автолюбителей «генеральская Волга» оказалась слишком сложной в обслуживании и прожорливой. Форкамерный двигатель требовал квалифицированного ухода, а расход топлива был выше среднего. Поэтому даже те, кто мог получить служебную машину в личное пользование, зачастую отказывались — предпочитая более простые ГАЗ-24 или 31 029.


Массовая продажа началась только в 1990-х, когда государственные заказы сошли на нет. Тогда же появились упрощенные версии, с обычными моторами и стандартной панелью приборов. Но к тому моменту автомобиль уже морально устарел.

Что осталось от элитности

Несмотря на трудности, у ГАЗ-3102 были свои сильные стороны: комфортный ход, высокая пассивная безопасность, улучшенная тормозная система (впервые на советской легковушке появились дисковые передние тормоза). Эти качества сохранялись вплоть до конца производства в 2008 году.

На закате карьеры «тридцать вторая» получила даже элементы от ГАЗ-31105 — так называемый «евросалон» и современные двигатели Chrysler. Но даже это не спасло ее от вытеснения более современными моделями. Сегодня ГАЗ-3102 остается интересным экземпляром для коллекционеров — как редкий представитель советского стремления к статусу, которого хватало на вид, но не всегда — под капотом.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0