«ВАЗ 2101 — 55 лет»: как родилась легенда советского автопрома

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
19 апреля 2025 года исполнилось ровно 55 лет с момента выпуска ВАЗ 2101, которая в народе получила прозвище «копейка». Эта была первая модель, которую выпустил Волжский автозавод, и именно на ее базе впоследствии создали всю «классику» семейства автомобилей ВАЗ (так называемые «Жигули»), чьи модели выпускали до 17 сентября 2012 года.Новости СМИ2
История создания
Началась «вазовская» история 16 августа 1966-го, когда в Москве представители внешней торговли СССР подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в автомобильной сфере с автокомпанией Fiat (Италия). В рамках этого партнерства утвердили проект строительства автозавода на «советском пространстве», а также утвердили три модели: ВАЗ 2101 в кузове седан, ВАЗ 2102 в кузове универсал, а также ВАЗ 2103. Интересно, что первые два авто шли в комплектации «норма», а «тройка» в комплектации «люкс».
Будущую «копейку» построили по «образу и подобию» итальянского Fiat 124, который в 1967-м станет «автомобилем года» в Европе. Интересно, что, когда советские специалисты познакомились с итальянской машиной и начали ее испытывать на Дмитровском автополигоне, у «фиатика» обнаружили серьезные проблемы: его кузов и задние дисковые тормоза оказались не очень долговечными, клиренс (дорожный просвет) очень маленьким, а также у «итальянца» не было проушин для буксировки.
Итальянские конструкторы учли замечания советских специалистов. В итоге ВАЗ 2101 получил другие тормоза (сзади поставили барабаны), подвеску (передняя усилили, а сзади полностью заменили на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы). Также «копейка» отличалась от Fiat 124 карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), а еще на советской машине усилили сцепление и доработали синхронизаторы в коробке передач. Также на машину для эксплуатации по дорогам СССР поставили наружное зеркало заднего вида.
Интересно, что некоторые нововведения применили в «копейке» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
В начале 1967-го директор АвтоВАЗа Виктор Поляков утвердил название «Жигули», которое предложил конструктор Александр Чёрный. Такое название произошло от Жигулёвских гор. Эта местная возвышенность располагалась на правом берегу Волги, как раз напротив Тольятти, где стали производить авто.
19 апреля 1970-го на конвейере собрали сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Производство на постоянной основе стартовало в августе того же года. Причем в 1970-м в Тольятти собрали 21 530 автомобилей, в 1971 году это количество увеличилось до 172 175 авто, а пик производства «копеек» был в 1973 году, когда на заводе собрали 379 007 легковушек. А уже в 1974-м автоваз вышел на проектную мощность.
Причем, чтобы произвести комплектующие на ВАЗ-2101 советским конструкторам пришлось освоить новые технологические стандарты в области марок стали, пластмассы, смазочных материалов и резины. В связи с этим конструкторам разрешили работать не по советским ГОСТам, а по итальянским техусловиям. К примеру, рычаги стеклоочистителей сначала поставляла фирма «Magneti Marelli», а замки зажигания с противоугонным устройством, радиоприёмники «Videoton RD-3602» и моторчики стеклоочистителя шли в СССР из Венгрии.
Однако, как только в Тольятти наладили серийное производства многих деталей для ВАЗ-2101, зарубежные детали заменили продукцией СССР.
Разновидности «копеек»
За все время производства АвтоВАЗ выпускал «копейки» в разных модификациях. Так, были так называемые «массовые» «жигули» с двигателем 1,2 литра мощностью 59 лошадиных сил (1970—1983) и «движком» 1,3 л на 64 «лошадки» (1974—1983). Также выпускали вариант ВАЗ-21013 «Жигули-1200s/Lada-1200s». Это был гибрид кузова ВАЗ-21011 и двигателя ВАЗ-2101 (59 л. с., рабочий объём 1,2 л) (1977—1988). Внешне он отличался от модели «21011» наличием шильдика сзади (LADA 1200s).
Также с 1974-го по 1982 год автоваз производил праворульные версии «копейки» на экспорт. На этих вариантах советские инженеры усилили пружинную подвеску правого переднего колеса. Это нужно было сделать, потому что при переносе органов управления на правую сторону масса авто распределялась неравномерно.
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Помимо этого, в СССР выпускали «копейку» для спецслужб - ВАЗ-21015 «Карат». Туда устанавливали двигатель ВАЗ-2106, ставили второй бензобак, а также пружины задней подвески от ВАЗ-2102 и точки для установки спецоборудования.
А еще с конвейера сходили «копейки» в кузове «пикап» и была модификация для милиции – ВАЗ 2101-94.
К слову, об экспорте: «копейка» для европейцев называлась Lada 1200. Ее отправляли в ГДР, ФРГ, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию, Францию, Великобританию, Австрию, Швейцарию, Финляндию и на Кубу. В последней «Жигули» пользовались особой популярностью в такси.
ВАЗ 2101 в спорте
«Копейка» также участвовала и спортивных соревнованиях. Дебют советской машины в гонках состоялся в начале 1971 года в Риге. Тогда проходило командное первенство зимнего чемпионата Советского Союза по ралли. Потом ВАЗ 2101 участвовал в чемпионате СССР по кольцевым гонкам.
В 1971-м внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» сформировало две команды советских спортсменов для участия в престижном ралли-марафоне Tour d’Europe. Соревнование организовал немецкий автоклуб ADAC. Машины должны были преодолеть 14 тыс. км и объехать 16 стран. От СССР выступили три команды. Советским гонщикам тогда удалось финишировать 2-ми, 9-ми и 13-ми в абсолютном зачёте из 39-ти доехавших до финиша.
Также Ваз-2101 участвовал в гонке исторических машин. Соревнование проходило на престижной трассе Нюрбургринг.
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
Память о «копейке»
«Копейка» производилась до 1983 года. Ее сняли с конвейера из-за увеличения производства новой модели ВАЗ-2105 («пятерка»). После этого в производстве оставалась только модификация ВАЗ-21013, которую собирали до 1988 года. В общей сложности за 18 лет производства автоваз выпустил чуть более 4,8 млн ВАЗ-2101 (включая разные модификации).
В народе к ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичкой», потом стали называть «ноль первая», и только потом «жигулёнок». Однако по мере выхода других моделей ваз, уже у 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной — «копейка».
Интересно, что ВАЗ 2101 установлен памятник. Он расположен на промплощадке Нового города (микрорайон в восточной части Заволжского района Ульяновска).
Читайте нас:
Дзен - https://dzen.ru/tatar-inform.ru
ВК - https://vk.com/tatarinform
Телеграм - https://t.me/iatatarinform
YouTube - https://www.youtube.com/user/tatarinform/