Сгустки энергии: как вели себя китайские «гибрид» и «электричка» на льду Байкала

На российский рынок выходит линейка премиальных автомобилей Exlantix. Уже в апреле в автосалонах появятся электрический седан ES и гибридный кроссовер ET. В рамках ежегодного фестиваля «Дни скорости на Байкале» корреспондент «Известий» выяснил, как китайский премиум прошел испытания сибирскими морозами и повел себя на льду «славного моря».Новости СМИ2
Форсаж
Полный привод, табун из 480 электрических «лошадок», два электромотора, 3,7 секунд до 100 км/ч. С такими характеристиками Exlantix ES встает в один рад с Audi R8, Chevrolet Corvette или Mercedes-Benz SLS AMG.

В отличие от традиционных двигателей внутреннего сгорания, электромоторы выходят на максимальную тягу уже с нулевых оборотов. Поэтому первые доли секунд кажется, что в корму электрокара своей стойкой шасси уперся взлетающий истребитель. А поскольку трансмиссии здесь как таковой нет, набор скорости происходит без заминок, необходимых для смены передач на спорткарах с привычными «роботами» или «автоматами».
Несмотря на полный привод, автомобиль при разгоне отчетливо поигрывает кормой: умная электроника при ускорении дает приоритет задней, более нагруженной оси. Такая игривость придает дополнительную остроту в букете ощущений от разгона.
Танцы на льду
Оценить динамику ES удалось, только лишь когда организаторы тест-драйва буквально на полчаса вывезли автомобили с поверхности замерзшего Байкала на берег. На чистом льду даже полный привод и широченные 21-дюймовые шипованные колеса не в состоянии эффективно реализовать внушительную тягу в 660 Нм.
А вот на самом байкальском «зеркале» динамика электрокара совсем не впечатлила: в ответ на малейшее нажатие педали акселератора система стабилизации моментально ограничивала тягу, не давая колесам сорваться в пробуксовку. А при ее отключении начинался настоящий балет на льду: машина начинала вертеться волчком кажется даже от дуновения на правую педаль.
Расставленные на замерзшем льду конусы позволили оценить управляемость машины. Даже с учетом того, что под колесами ES был чистый и прозрачный лед, автомобиль был послушен рулю, четко выполняя змейку и «лосиный тест». Неизбежные скольжения при этом без труда корректируются изменениями тяги и движениями «баранки».
Сопровождавший нас ледовый капитан, показав на свежую трещину в «зеркале» Байкала, недвусмысленно дал понять, что лед самого глубокого озера на планете находится в постоянном движении. А потому разломы, торосы и наледи здесь обычное явление. Благодаря этой особенности зимнего Байкала даже на, казалось бы, ровном льду нам удалось оценить работу подвески автомобиля.
Например, замерзшие трещины во льду вполне сойдут за стыки на мостах, а небольшие торосы имитируют разбитый асфальт. С этим подвеска ES (cпереди — двойные рычаги, сзади — пятирычажка) c электронно управляемыми амортизаторами справляется без особого труда. В комфортном режиме седан легко «проглатывает» даже сильные неровности, в «спорте» становится более жестким, но при этом все равно не досаждает излишней тряской. А возможность принудительно увеличить клиренс до 18 см позволила без ущерба для бамперов и днища преодолеть поле из ледовых торосов.
А он все едет и едет
В рамках «Дни скорости на Байкале» командой профессиональных гонщиков была предпринята попытка установления рекорда по протяженности пробега на гибридом кроссовере Exlantix ET. Для этого на льду была создана кольцевая трасса с несколькими поворотами, имитирующая обычный режим движения по загородной дороге. Рекорд дался испытателям нелегко...
— Может, мы уже остановимся? С рассвета катаемся по кругу, а он все едет и едет, — поздним вечером со льда Байкала позвонил руководитель рекордсменов, представителю Exlantix, — уже больше 700 километров проехали...
В ответ он получил указание продолжать заезды до тех пор, пока не сядет батарея и не закончится топливо в баке. В итоге Exlantix ET финишировал спустя еще несколько часов, проехав на полном баке и полностью заряженной батарее чуть более 822 километров.
Это, конечно, ниже заявленного запаса хода в 1180 км. Однако эти данные, как любые другие официальные технические характеристики, были получены в «тепличных» условиях на полигоне. Рекордный же заезд проходил при вполне сибирских температурах. В начале испытаний и на финише показания термометра опускались ниже 20 градусов мороза, лишь днем он показывал минус 8–10. А отрицательные температуры весьма существенно сказываются на емкости батарей.
Следующая остановка — Бурятия
На следующий день после рекордных заездов нам удалось прокатиться на Exlantix ET. По сравнению со спортивным ES кроссовер, конечно, не вызывает таких бурных эмоций. Хотя 4,9 с, за которые тандем из 1,5-литрового турбомотора и двух электродвигателей суммарной мощностью 469 л.с. разгоняют последовательно-гибридный кроссовер до сотни, тоже весьма достойный результат. Ускорение тоже впечатляющее, но дух не захватывает: разгон более плавный и ровный.
Зато на Exlantix ET удалось проехать по специальной скоростной ледовой трассе на полную катушку — до максимальной возможной скорости. Когда почти пятиметровая машина несется по ледовому зеркалу со скоростью более 200 км/ч, невольно возникает вопрос: а где она остановится на чистом льду? Не окажемся ли мы, стартовав около Ольхона, в Бурятии, затормозив уже на другом берегу Байкала?
Впереди необъятный простор идеально ровного льда: ради эксперимента решаю вообще не использовать педаль тормоза, доверившись системе рекуперации энергии, заблаговременно переведённой в наиболее эффективный режим. На сброс педали акселератора автомобиль даже на чистом льду откатается явственным замедлением. Показания электронного спидометра падают на глазах — 200, 180, 150, 100... Через пару минут гибридный кроссовер замер посреди пролива Малое море, вообще не используя штатную тормозную систему, а на индикаторе запаса хода прибавилось несколько дополнительных километров.
На ледовых неровностях кроссовер огорчил не самой комфортной подвеской — машину ощутимо потряхивало, что на мелких торосах, что на трещинах во льду. Зато при маневрировании среди расставленных на льду конусов массивный Exlantix ET удивил практически полным отсутствием кренов.
Что китайцу хорошо...
Несмотря на то что ET и ES выглядят как две противоположности — первый нарочито брутальный и массивный, второй стремительный и изящный (с некоторых ракурсов седан даже напоминает спортивное купе), у них много общего. Тем более что к дизайну обеих моделей приложил руку Пьер Луиджи Феррари из кузовного ателье Pininfarina. Обе машины имеют выдвижные дверные ручки, двери открываются при помощи электроприводов, а для их закрытия достаточно просто нажать на педаль тормоза.
Седан Exlantix ES вдобавок щеголяет двумя матричными дисплеями, приветствующими владельца забавной анимацией. В Китае на них можно выводить смайлики и даже сообщения для пешеходов. Однако особенности российской сертификации автомобилей не предполагают такую возможность.
Интерьеры машин за нескорыми исключениями похожи как близнецы-братья. И там и там — минималистический дизайн и полное отсутствие каких-либо кнопок. Управление абсолютно всеми функциями машин возложено на «телевизор», установленный по центру передней панели. Дай китайским инженерам волю, они бы, наверное, и руль заменили на виртуальные кнопки или джойстики...
Впрочем, осознавая любовь российских потребителей к физическим клавишам и «крутилкам», для нашего рынка в Exlantix разработали специальный блок, на который будет выведено управление основными функциями автомобиля. Предполагается, что он будет крепиться к нижней части «телевизора» и станет предлагаться в качестве опции.
Относительно цен на ET и ES в российском офисе Exlantix держат театральную паузу. Стоимость машин будет объявлена ближе к началу продаж. Пока же представители марки обещают, что стоить эти автомобили будут на уровне основных конкурентов.