«Ъ»: таксисты уходят из агрегаторов, а пассажиры заказывают такси в чатах в Telegram
Это происходит из-за высоких требований к самозанятым водителям, комиссий от агрегаторов и растущей стоимости услуг
Таксисты уходят в тень — в соцсетях и мессенджерах появились чаты вызова такси. Согласно данным ...итического агентства «Прессиндекс», для этих нужд в мессенджере Telegram зарегистрированы 234 группы и 29 чат-ботов, а во «Вконтакте» — более 3,5 тысячи групп.Новости СМИ2 И их число растет, пишет газета «Коммерсантъ».
Причиной возникновения подобного явления эксперты считают невыполнимые требования к самозанятым водителям и высокие комиссии агрегаторов. А пассажиров привлекает более низкая, чем у легального такси, цена на поездки. О том, как работает эта система, и ее минусах и плюсах говорит водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi Егор:
— Таксисты обычно в пределах одного города имеют общегородской чат или даже два, три чата в Telegram и в WhatsApp. И, как правило, в этих чатах изначально обсуждалась информация, где стоит какой экипаж ДПС, где перекрытия, где, может быть, работают транспортники, проверяют документы и все такое прочее. Но постепенно в эти чаты стали добавляться еще и потенциальные пассажиры, где размещают предполагаемые поездки, и водители эти поездки берут. Раньше это было не так ярко выражено, потому что единственное, что смущало водителей, — это высокая комиссия агрегаторов, то есть агрегаторы берут 15-20%, бывает, даже 30% и более комиссии, это очень много. Но сейчас к этому добавилось еще и жесткое государственное регулирование служб такси. Все те требования, которые сейчас предъявляются независимыми перевозчиками, взяты из старых норм для больших таксопарков, когда есть возможность прийти в таксопарк, получить машину, осмотренную механиком, пройти предрейсовый контроль медика и спокойно выйти на линию. К сожалению, в нынешних реалиях это невозможно, это никак не способствует безопасности поездки, и проще от этого регулирования уйти. И поэтому в данных телеграм-каналах их стало больше, там появляются именно группы пассажиров в пределах района города или в пределах небольшого города, водители берут эти заказы и вывозят. Поездка для пассажира будет дешевле процентов на 20, а для водителя она будет выгоднее, соответственно, процентов на 15. Другое дело, что зря так сильно бить тревогу, преувеличивать, потому что в процентном соотношении это сотые, наверное, доли процента от общего количества поездок.
— Но потенциал каков, на ваш взгляд?
—Учитывая все эти требования, потенциал высокий.
— Насколько это распространено в миллионниках, в Москве?
— В Москве обычно это только межгород, то есть что-то типа «Бла-бла-кара», только организовано на коленке в Telegram. Что касается безопасности, то здесь единственный нюанс, что если в приложении агрегатора есть данные, как минимум телефон, модель телефона, номер телефона пассажира, а также абсолютно все данные перевозчика, водителя, то в таких телеграм-каналах непонятно, кто размещает заказ, и непонятно, кто его принимает.
Через месяц завершается переходный период федерального закона «О такси». Водителям предстоит выполнить массу новых требований, в частности у таксиста должны быть разрешение на осуществление деятельности и специальная страховка в дополнение к ОСАГО.
Ранее в «Яндекс Такси» отмечали, что на территории страны работают порядка миллиона водителей, но их количество к концу года сократится на 13%. В сервисе это связывали с переходом таксистов в другие сектора экономики, а также изменениями миграционной политики. Однако, по словам экспертов, обременение в виде требований ФЗ усилит отток легальных таксистов. По данным Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», 72% водителей заявили, что готовы работать в «серой» зоне, если не смогут выполнить требования закона. Комментирует председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
— Новый закон не работает, основная масса таксистов уходят в тень. В основном сейчас заказы отдаются в телеграм-каналах, я вам честно могу сказать, на новых территориях — это Донбасс, часть Белгородской области, сейчас много начало отдаваться в Воронеже. Почему? Потому что там тупо не работают агрегаторы. То есть GPS не берет нигде, и клиент не может заказать на адрес, а на новых территориях вообще «Яндекса» нет. Поэтому как-то это должно возмещаться. Поэтому, само собой, будут телеграм-каналы, будут другие какие-то средства связи. В телеграм-каналах, если так смотреть в количественном отношении, мы насчитываем по всей стране 1-2% заказов, это сравнимо с погрешностью.
— И при масштабировании этой истории, если мы исходим из того, что все остается так, как есть, государство будет как-то пытаться регулировать этот сектор, если мы представляем себе, что разрастается такой теневой сектор?
— Он и будет разрастаться, потому что государство начинает грозить. А что государство дает? Если, скажем так, вы ставите только препоны для работы и дополнительные требования, не давая никаких плюшек, извините, вы получите обратный эффект. Надо создать условия легализации, и после этого уже рынок сам начнет легализироваться.
— Уйдет само.
— Загонять кнутом в колхозы бесполезно.
Исходя из опроса ВЦИОМ, 73% российских пассажиров такси для вызова авто используют мобильное приложение, 43% звонят в службу такси. При этом критичным фактором для выбора такси в качестве транспорта для 76% респондентов стала стоимость поездки. По данным Росстата, в июле 2024 года проезд на такси в расчете на 1 километр вырос на 26% год к году, до чуть более 43 рублей.