Спорить с олигархами не будем. Им нет никакого дела до того, что автомобильная промышленность – это одна из тех отраслей, которые являются лидером развития экономики. Именно автомобиль часто становится конечным звеном в длинной цепочке предприятий народного хозяйства: металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности, электронике и так далее. Поэтому создание и выпуск современного автомобиля, хоть итальянского, хоть французского, ведёт к оживлению и модернизации целого ряда секторов экономики. И крайне важна локализация производства: надо, чтобы как можно больше комплектующих производилось внутри страны.
Автомобили мы выпускали и до строительства ВАЗа. Но ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК при этом не могли обеспечить население необходимым количеством личных автомобилей. К тому же наш автопром уже откровенно отставал от иномарочного уровня. Делать ставку на собственную разработку чего-то «эдакого» – массового, надежного и современного – было бы неразумно. А то, что получилось бы в итоге, вряд ли дало бы толчок развитию смежных отраслей народного хозяйства СССР. Именно поэтому и сделали ставку на иностранцев. Пусть и не совсем на тех, на кого, может быть, следовало бы. Договор от 4 мая 1966 года об участии итальянской компании «Фиат» в создании автомобильного завода в СССР предполагал полное техническое оснащение со стороны западных коллег, а также обучение советских специалистов новым технологиям.
Это решение, в любом случае, оказалось верным хотя бы потому, что встряхнуло всю промышленность страны. Автомобильчик, казавшийся многим какой-то дорогой и непрактичной игрушкой, произвел настоящий фурор среди потребителей. Если первые очередники, ждавшие возможность купить «Москвич», с презрением рвали открытки, предлагавшие им получить какие-то «жигули» (раздражало даже название машины), то буквально за несколько месяцев все изменилось. Скептики по инерции воротили от новинки нос, а те, кому довелось хотя бы посидеть в новой «игрушке», а уж тем более прокатиться на ней, испытали шок. Для советского человека это была полноценная иномарка – прежде он такого, в общем-то, не видел. Мягко закрывающиеся двери, пускающийся с полпинка моторчик, отличная печка, великолепный салон, шикарная динамика – все это было прорывом в будущее. На дороге «жигули» откровенно портили настроение всем остальным, с легкостью обгоняя любых таксистов. И рыночная ситуация изменилась: самой желаемой покупкой стали уже «Жигули».