Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Если бы автомобилям выдавали трудовые книжки, в документе было бы две основных записи: поступил на работу в Москве в 1962 году, ушел на пенсию в Новоуральске – в 2010‑м.

Почти полвека стажа – это и по человеческим меркам немало. А уж для автомобиля – тем более. К тому же и после окончания производства «сто тридцатые» продолжали работать в разных уголках бывшего СССР. А кое-где встречаются до сих пор.




Динамо-машина

Одна из характерных и очень важных черт – приличная для грузовика тех лет динамика. Водителям это, конечно, нравилось. Да и сегодня нетрудно почувствовать: по сравнению с большинством ровесников, разгоняется удивительно резво.

Кстати, в период доводки машины мощность мотора V8 (150 л. с.) для стандартного бортового грузовика считали даже избыточной. Но ведь машинам предстояло работать и с прицепами, и с полуприцепами.

По техническому заданию 1956 года совершенно новый ЗИЛ грузоподъемностью 4000 кг планировали оснастить новым двигателем V6 мощностью 130 л. с. Но первые экспериментальные моторы признали неудачными. Следующие опытные образцы грузовиков оснастили серийным шестицилиндровым нижнеклапанным двигателем объемом 5,6 л в варианте мощностью 136 л. с.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Двигатель V8 рабочим объемом 6 л развивает 150 л. с.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя


Компрессор пневмосистемы тормозов.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
На клапанных крышках – фирменный знак ЗИЛ.

Но этот двигатель, родившийся от американского грузовика Autocar конца 20‑х годов, на который СССР купил лицензию и который не раз модернизировали, явно устарел. Его, правда, выпускали до конца 80‑х и ставили, в том числе, на часть , в основном самосвалы, но в качестве базовой нижнеклапанную «шестерку» посчитали бесперспективной.

Была даже идея оснастить заволжским мотором V8 от ГАЗ‑53 в форсированном варианте. Но в итоге сделали свой современный 150‑сильный верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 6 л (100×95 мм), унифицированный с легковым мотором лимузина ЗИЛ‑111, выпуск которого начали в самом конце 50‑х годов.

Совершенно новую кабину спроектировали в американской стилистике, которую тогда считали эталонной. На заводе изучали новейшие грузовики Ford, International, Dodge. Именно Dodge ветераны завода поминали в связи с конструкцией панорамного ветрового стекла. Но в целом кабина своя, оригинальная. Кстати, с капотом открывающимся назад, а не с подъемными боковинами, как у Доджа.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

За карбюратором – так называемая центрифуга, фильтр маслосистемы.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Прерыватель-распределитель стоит очень удобно для регулировки.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Бензонасос, как и иные узлы, хорошо доступен для ремонта.

Рама же куда мощнее, нежели у американских ...огов. Создатели прекрасно понимали: на паспортную грузоподъемность многие эксплуатационники будут смотреть не очень внимательно. Загрузят сколько влезет.

Заявленную грузоподъемность к началу производства подняли до 5500 кг. Правда, вскоре после начала производства стали указывать 5000 кг, увеличив официальный ресурс автомобиля. Но под конец конвейерной жизни грузоподъемность подняли до 6000 кг.

Первые 15 товарных грузовиков отправили на подконтрольную эксплуатацию в 1962 году, годом позже собрали уже 700 машин, а массовое производство начали в 1964‑м.


Революционная ситуация

Даже сейчас, сидя в кабине, не воспринимаешь ЗИЛ уж совсем архаикой. Конечно, с поправкой на материалы интерьера и эргономику.

С эргономикой всё неплохо. За рулем вовсе не тесно, кабина просторная и действительно трехместная. А в начале 60‑х такую кабину с очень хорошей обзорностью и большими наружными зеркалами воспринимали революционной. Как, впрочем, и многое другое.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Слева – спидометр, справа – манометры пневмосистемы. Посередине – указатели уровня топлива, давления масла, температуры воды и амперметр.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Рядом с управлением дроссельной заслонкой – ручка включения пневматических стеклоочистителей.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Кабина ЗИЛ‑130 просторная, а обзорность очень приличная.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Большие напольные педали газа и тормоза удобны.

В комплект к современному мотору – пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на четырех высших скоростях. Есть даже и гидроусилитель руля. Пневматические тормоза вполне эффективны, только надо не забывать поглядывать на манометры пневмосистемы.

Кстати, стеклоочистители тоже с пневмоприводом: чем больше открываешь кран, тем быстрее движутся щетки. А еще пневматика хороша тем, что воздух из ресивера можно использовать для подкачки шин или для пульверизатора – например, для подкраски.

В 130‑м и печка эффективная – что для многих водителей СССР было важнее вентиляционных люков в крыше. Их, кстати, со временем упразднили во имя вечной экономии. А печка-то осталась!

ЖИЛ-БЫЛ ЗИЛ

Серийное производство семейства начали в 1962 году. Выпускали более 70 модификаций с разными колесными базами и во множестве комплектаций. Базовый двигатель: V8 рабочим объемом 6 л, мощностью 150 л. с. На часть машин ставили 6‑цилиндровые моторы объемом 5,6 л мощностью 110 л. с. Коробка передач – пятиступенчатая.

С 1986 года выпускали модернизированное семейство ЗИЛ‑431410. Последние автомобили на Уральском автомоторном заводе в Новоуральске собрали в 2010 году. В Москве изготовили около 3,4 млн автомобилей.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Первый опытный ЗИЛ‑130, 1956 год.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
ЗИЛ‑431410 Уральского автомоторного завода.

Таланты и поклонники

Конечно, советские автомобилисты и особенно водители грузовиков были не избалованы. Но даже и через полтора десятилетия после начала производства (а этот ЗИЛ по документам 1979 года), когда примелькались уже и более современные бескапотные грузовики МАЗ и КАМАЗ, надежный продолжал пользоваться признанием и уважением шоферов.

любили больше, чем ГАЗ‑53. Прекрасно помню, как водители морщились, когда приходилось пересаживаться из московской машины в горьковскую, даже на время.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Со временем люки в крыше ЗИЛ‑130 делать перестали.

Дело, конечно, не только в динамике – хотя «сто тридцатый» резвее: его паспортная максимальная скорость 90 км/ч, а у ГАЗ‑53 – 80 км/ч. Но главное – с просторной кабиной, усилителем руля и довольно плавным даже у порожней машины ходом был комфортней. И еще важнее, что справедливо считали крепким и надежным.


Правда, чтобы машина работала как надо, получив в автохозяйствах после покупки ей сначала делали обязательную «протяжку». На наивный вопрос молодого слесаря: «А что подтягивать?», – аксакалы с усмешкой отвечали: «Все болты и гайки, которые видишь!». Особенно увлекательно, помню, было тянуть стремянки рессор. Естественно, с длиннющей трубой, надетой на ключ. Тянулись довольно долго. Но операцию «протяжка» делали тогда практически любым советским автомобилям.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
На капоте – рожки звукового сигнала.

А еще достоинством считали простоту и удобство ремонта, а также бензиновый двигатель. Теперь это звучит диковато, но паспортный расход 27–29 л/100 км при равномерном движении на шоссе, а в реальной жизни – в полтора, а то и два раза выше, автохозяйства тогда не очень волновал. Зато пуск зимой был проще, чем у дизеля. Кроме того, при нехитрых манипуляциях с путевыми листами и одометром водителям «сто тридцатых» хватало бензина и на собственный автомобиль, и на машины частных владельцев, жаждущих купить 76‑й в два раза дешевле государственной цены: за 15 копеек за литр вместо тридцати. Такая была жизнь.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Дополнительная фара – нештатная «наносная» опция.

Почетная грамота

Попривыкнув к усилителю руля, который делает связь водителя с колесами очень размытой, и к специфике пневмотормозов, ездить на и сегодня можно без особого напряжения. Не в густонаселенном городе, конечно, – но там ему и делать нечего.

А на пике трудовой карьеры «сто тридцатые» работали во всех уголках огромной страны: и в больших, и малых городах, и в самых отдаленных деревнях. Благодаря первой передаче с передаточным числом 7,44 и дорожному просвету 270 мм ЗИЛ неплохо чувствовал себя и на бездорожье. По крайней мере, по сравнению со многими моноприводными грузовиками.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Багажник на крыше кабины – народный тюнинг.

Конечно, уже и к концу 70‑х годов, не говоря уже о 80‑х, ЗИЛ с прожорливым бензиновым мотором был далеко не современным. Но ведь он жил и работал в определенных условиях и исторических обстоятельствах. И в этом смысле для многих эксплуатационников был практически идеальным автомобилем: достаточно комфортным, динамичным, надежным, изученным ремонтниками до последнего болта. И в начале ХХI века на машины, которые продолжали делать в Новоуральске, был спрос – пусть и небольшой. Правда, часть уральских автомобилей с оперением от ЗИЛ‑131 оснащали минскими тракторными дизелями.


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

ЗИЛ‑130

В СССР было не так много марок и моделей автомобилей. У каждой есть поклонники. Но среди грузовиков занимает в нашей истории примерно такое же место, как Волга ГАЗ-М21 в летописи легковых машин. За полвека серийного производства трудовая книжка распухла от благодарностей. Но еще важнее, что его и сегодня вспоминают с особой теплотой и уважением. Вполне заслуженно.

ЗАПАХ СОЛЯРКИ


Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя



Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Дизельный ЗИЛ‑133ГЯ.

В Москве разработали ЗИЛ‑136 с импортными дизелями. Двигатель Perkins объемом 5,8 л развивал 140 л. с. при 2800 об/мин, а Leyland объемом 6,5 л – 135 л. с. при 2400 об/мин. Подобных товарных автомобилей в СССР не было.

В Финляндии компания Konela предлагала свои версии с дизелями, в том числе местного производства – 125‑сильным Valmet.

В СССР дизельная трехосная модификация ЗИЛ‑133ГЯ грузоподъемностью 10 тысяч кг с мотором КамАЗ‑740 мощностью 210 л. с. стартовала в 1979 году.


Благодарим за предоставленный автомобиль Николая Подосенова.

* Как в СССР заправляли автомобили, рассказано тут

Багажник на крыше кабины – народный тюнинг.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Дополнительная фара – нештатная «наносная» опция.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Компрессор пневмосистемы тормозов.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Дизельный ЗИЛ‑133ГЯ.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Прерыватель-распределитель стоит очень удобно для регулировки.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
За карбюратором – так называемая центрифуга, фильтр маслосистемы.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Кабина ЗИЛ‑130 просторная, а обзорность очень приличная.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Большие напольные педали газа и тормоза удобны.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Слева – спидометр, справа – манометры пневмосистемы. Посередине – указатели уровня топлива, давления масла, температуры воды и амперметр.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

На клапанных крышках – фирменный знак ЗИЛ.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Бензонасос, как и иные узлы, хорошо доступен для ремонта.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Первый опытный ЗИЛ‑130, 1956 год.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Двигатель V8 рабочим объемом 6 л развивает 150 л. с.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

На капоте – рожки звукового сигнала.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
ЗИЛ‑431410 Уральского автомоторного завода.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Со временем люки в крыше ЗИЛ‑130 делать перестали.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
ЗИЛ‑130
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

ЗИЛ‑130
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя
Рядом с управлением дроссельной заслонкой – ручка включения пневматических стеклоочистителей.
Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя

Поделиться с другом

Комментарии 0/0


...