Хождение по кругу: рынок машин с пробегом установил два рекорда

В прошлом месяце российский рынок подержанных автомобилей вырос на 18%. Одновременно в нашу страну было ввезено рекордное число машин с пробегом. Вместе с тем, основную долю продаж занимают старые модели, снятые с производства, которые россияне перепродают друг другу. В целом каких-то радикальных изменений на рынке подержанных авто не произошло, однако определенные трансформации в начале следующего года всё же возможны, полагают эксперты. Подробности, в материале «Известий».
«Вторичка» на взлете
В прошлом месяце россияне приобрели 652 998 автомобилей с пробегом. Такие данные приводит ...итическое агентство «Автостат». Это на 18% больше результата сентября и на 7,9% выше показателей октября прошлого года, что является рекордным показателем с 2007 года, уточнили в агентстве. По итогам десяти месяцев в нашей стране было продано 5,073 млн машин с пробегом, что на 1,7% больше, чем в январе-октябре 2024 года.
В минувшем месяце в Россию было ввезено 59,9 тыс. подержанных автомобилей. Это также является рекордом за всю, более чем 25-летнюю, историю наблюдений за импортом, отмечают эксперты «Автостата». Такой результат во многом эксперты объясняют «информационным шумом», сложившимся вокруг предстоящего введения нового утилизационного сбора: импортеры стараются ввести как можно больше машин до 1 декабря.
— Импорт подержанных автомобилей в октябре вырос на 55% по отношению к уровню годичной давности и на 24% к сентябрьскому результату, — констатируют в пресс-службе ...итического агентства.
Всего с начала года, по данным генерального директора «Автостата» Сергея Целикова, в нашу страну было ввезено 382,9 тыс. легковых автомобилей с пробегом, что на 15% больше, показателей за ...огичный период прошлого года.
— Несмотря на снижение поставок на 10%, главной страной-импортером автомобилей с пробегом в Россию останется Япония. Ввезено 171,5 тысяч штук и это почти 45% от общего объема, — отметил он.
Кроме того, на 88% увеличился объем импорта машин с пробегом из Южной Кореи (86,1 тыс. авто; 22,5% импорта), а поставки подержанных автомобилей из Китай выросли сразу на 303% — до 58,4 тыс. штук, что составляет 15,2% от общего числа ввезенных в нашу страну б/у моделей, рассказал Сергей Целиков.
Родные «семерки»
Несмотря на рост импорта подержанных машин, лидерство на вторичном рынке авто по-прежнему занимает марка Lada: в прошлом месяце было приобретено 149,2 тыс. б/у автомобилей этого бренда. На втором месте Toyota с результатом в 66,2 тыс. машин. На третьей и четвертой строчках расположились Kia и Hyundai (39,6 тыс. и 37,4 тыс. соответственно). Далее следуют Nissan (28,7 тыс. штук.), Volkswagen (28,2 тыс. экз.), Chevrolet (22,7 тыс.) и Honda (22 тыс.). Замыкают десятку бренды Renault и BMW с результатами в 21,6 тыс. и 21,1 тыс. единиц соответственно.
Вазовская «Семерка» (Lada-2107), которая была снята с производства весной 2012 года, остается лидером вторичного рынка России: в прошлом месяце эту модель приобрели 13,9 тыс. человек. Ей на пятки наступает Kia Rio — 13,1 тыс. проданных машин в октябре. Чуть хуже результат (12,5 тыс. штук) у ее «близнеца» — Hyundai Solaris. Далее следуют Ford Focus (10,6 тыс. авто) и Lada 4×4 «Нива» (10,5 тыс. машин). В десятку наиболее популярных подержанных моделей по итогам октября вошли также Toyota Corolla (10,4 тыс.), Lada-2114 «Самара-2» (10,3 тыс.), Toyota Camry (9,4 тыс.), «Приора» (9,2 тыс.) и «Гранта» (8,4 тыс. экземпяров).
Перепродажа друг другу
Особенности российского вторичного рынка автомобилей состоит в том, что основная доля сделок на них приходится на старые модели, многие из которых уже давно не выпускаются, отмечает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
— Значительная часть машин это «Семерки», «Самары, «Приоры», выпуск которых уже прекращен. Эти автомобили «ходят по кругу», сменив уже не одного владельца. Чуть лучше ситуация с «Фокусами» и «Солярисами», хотя и эти модели также уже не производятся, но по крайней мере сейчас они меняют чаще всего второго или третьего собственника. Объединяет все эти машины, как правило, большие пробеги и не самое лучшее техническое состояние, — подчеркнул Игорь Моржаретто.
С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Основу нынешнего вторичного рынка автомобилей сейчас занимают модели, которые раньше были бестселлерами среди новых машин, отметил он.
— Lada, Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Toyota, Volkswagen — в прежние года они занимали 60% рынка новых автомобилей. Теперь они занимают примерно такой же объем на «вторичке». Фактически это «зеркало» рынка новых машин семи-десятилетней давности, — отметил главред «За рулем».
С учетом увеличившихся в последнее время сроков владения автомобилем, ожидать серьезных изменений в структуре рынка подержанных машин, в роли массового появления на нем китайских моделей, в ближайшие пару лет точно не стоит, считают эксперты. Рост импорта подержанных моделей в нашу страну они называют положительной, но временной тенденцией. По мнению Игоря Моржаретто, значительного влияния на общую картину она не оказывает.
— Безусловно, почти 400 тыс. машин с пробегом, ввезенных в России с начала года — это подпитка рынка относительно свежими моделями. Но с учетом более 5 млн проданных за это время подержанных автомобилей — это по сути, капля в море. Обновить «бэушный» парк она не в состоянии, — заявил он «Известиям».
Трансформация рынка
Рекордный объем импорта подержанных автомобилей, зафиксированный в октябре, скорее всего сохранится и в ноябре, полагает представитель японской экспортной компании в РФ Никита Колесников. Это связано с желанием импортеров и конечных покупателей успеть вывезти машину до вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора, поясняет он.
— Начало следующего года станет периодом коррекции и определенной трансформации рынка автомобилей с пробегом. Ввоз и предложение мощных моделей резко сократится. Одновременно с этим появится эффект от ужесточения политики Китая в отношении альтернативного импорта машины, что приведет к росту цен на них и увеличению сроков доставки. В итоге рынок ждет период адаптации и трансформации: смещение фокуса на менее мощные модели, на автомобили из внутреннего парка, поиск импортерами новых путей ввоза автомобилей в нашу страну. Таким образом период роста сегмента рынка машин с пробегом сменится фазой переформатирования, — прогнозирует Никита Колесников.