Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок




На российском авторынке впервые за последние несколько лет уменьшилась доля китайских автомобилей. Некоторые бренды из КНР могут вообще покинуть Россию. Их место занимают машины, выпущенные на российских и белорусских автозаводах. Тенденция будет только усиливаться, полагают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Ниже рынка

По итогам десяти месяцев в России было продано 570 тыс. новых легковых автомобилей китайских брендов. Об этом сообщил генеральный директор ...итического агентство «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что по сравнению с ...огичным периодом прошлого года продажи моделей из КНР снизились на 27%. При этом в целом рынок новых машин в январе – октябре сократился на 19,9%. Таким образом, рыночная доля китайских автопроизводителей в России сократилась до 54%, отметил эксперт.

Заметный рост продаж моделей из КНР в нашей стране начался в 2021 году на фоне серьезных проблем с нехваткой электронных чипов и связанных с этим перебоев в поставках из Европы, США, Японии и Южной Кореи. Доля китайских брендов резко увеличилась в 2022 году после ухода из РФ иностранных компаний.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок


Так, по данным агентства «Автостат», в 2020 году на «китайцев» проходилось только 3,8% рынка новых машин, но в 2021-м она увеличилась почти до 7%. По итогам 2022 года, несмотря на общее резкое падение продаж новых автомобилей, доля машин из КНР выросла почти до 20%, а в 2023 году составила уже 51%. В прошлом году на китайские модели пришлось более 60% всех проданных в нашей стране новых легковых машин, причем в некоторые месяцы этот показатель доходил и до 70%. Таким образом, нынешнее уменьшение доли китайских автокомпаний на российском рынке произошло впервые за последние пять лет.



Согласно ...итике «Автостата», из пяти китайских автокомпаний, входящих в десятку наиболее популярных в РФ, по итогам десяти месяцев лишь Haval сумел не только сохранить, но даже немного увеличить свою долю на рынке по сравнению с прошлым годом — с 12 до 12,8%. Другие «китайцы» показали отрицательную динамику. Сильнее всего «просела» компания Geely, потеряв 2,5% рынка. Чуть лучше ситуация у Changan (-1,72%) и Chery (-1,17%). У Omoda доля за год снизилась на 0,8%.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок


На грани вылета

— Всего в 2025 году на российский учет встали легковые китайские автомобили 64 брендов. Официальные поставки с оформлением «Одобрения типа транспортного средства» осуществляют менее половины из них, — отметил Сергей Целиков.

При этом ряд автомобильных марок, даже поставляемых официально, находятся «на грани вылета», полагает эксперт. Как пример гендиректор «Автостата» привел марку Ora. По его данным, с начала года было продано всего 366 машин этой марки, а общий объем продаж начиная с 2022 года составил 921 экземпляр.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок



— За все эти годы в Россию было импортировано 940 экземпляров Ora. За десять месяцев 2025 года ввезено всего 20 единиц. Сопоставляя эти цифры, можно сделать вывод, что бренд Ora завершает свое присутствие на нашем рынке. И у дилеров автомобилей практически не осталось, — считает Сергей Целиков.

По мнению директора департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николая Иванова, неудача Ora связана с тем, что марка попыталась зайти в очень узкий сегмент — хетчбэки, и только с электрическими автомобилями.

— Конечно, это не то, что нужен рынку, потому что доля электричек на российском рынке — меньше 1%. В отличие от гибридов, электромобили свои позиции сдают, — заявил он.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок


Не лучше дела обстоят у таких компаний, как Oting, VGV, Forting, машины которых за десять месяцев разошлись тиражами в 140–340 штук. Еще хуже ситуация у BAW (68 машин с начала года), Skywell (24 машины) и xPeng (20 машин).

По мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, бренды, которые продают более 5 тыс. автомобилей в год, не уйдут с российского рынка. Что касается производителей с меньшими объемами продаж, то тут очень многое зависит от их долгосрочных планов, отметил он. Чем эти объемы меньше, тем больше вероятность покинуть рынок.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок



Будущее за локализацией

На российском авторынке происходит активное замещение китайских моделей ...огами, собранными в России и Белоруссии, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Сейчас в автосалоне рядом стоят и Chery, которых еще много, и Tenеt T4, T7 и T8. Поскольку новых завозов Chery нет, по мере того, как эти машины распродадут, доля китайского бренда еще больше уменьшится, а доля и продажи российской марки, соответственно, вырастут, — рассказал он «Известиям».

Похожая ситуация наблюдается и связке Geely / Belgee, отмечает главред «За рулем». Отличие в том, что под белорусским брендом выпускаются автомобили, созданные на основе моделей Geely предыдущего поколения, уточнил он.
Сдали назад: автопроизводители из КНР теряют российский рынок


— Ежегодная индексация утилизационного сбора, решение о которой было принято прошлой осенью, делает импорт автомобилей всё менее привлекательным, а сборку внутри страны — всё более выгодной, — заявил Максим Кадаков.

Перераспределение долей в пользу новых игроков — Belgee и Tenet — свидетельствует об успешном развитии программ импортозамещения и локализации, полагает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников. По его словам, в перспективе новые правила, связанные с планомерным повышением утильсбора, становятся системным фактором, определяющим будущее всего рынка.

— Это будет способствовать ускоренной локализации и укреплению позиций отечественных производителей, — подчеркнул он.


В среднесрочной перспективе локализация производства — это единственный путь для китайских автобрендов, желающих работать в России, уверен Андрей Ольховский.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0