
Среди советских автомобилей “Запорожец” выделялся сразу – по звуку работы мотора, форме и, конечно, по своему необычному устройству. В отличие от большинства машин того времени, его двигатель у него стоял не спереди, а в задней части кузова. Для многих это решение казалось странным, но у инженеров была на то веская причина – рациональность и простота конструкции.
В конце 1950-х годов руководство СССР поставило задачу – создать компактный и доступный автомобиль, который мог бы стать народным. Сначала проектом занимались инженеры “Москвича”, вдохновлённые итальянским Fiat 600, у которого мотор тоже располагался позади. Позднее разработку передали на запорожский завод “Коммунар”, ранее выпускавший сельхозтехнику. Так появилась модель ЗАЗ-965, получившая народное прозвище “Горбатый Запорожец”.
Позже на конвейер вышли ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и модернизированный ЗАЗ-968М, последний из которых производился до середины 1990-х годов. Эти машины отличались простотой обслуживания и стали одними из самых узнаваемых автомобилей советского автопрома.
Перенос двигателя за заднюю ось позволил конструкторам сразу решить несколько задач. Во-первых, отпала необходимость в карданном вале, что сделало конструкцию легче и надёжнее. Во-вторых, центр тяжести сместился к ведущим колёсам, благодаря чему улучшилось сцепление с дорогой, особенно на бездорожье или снегу.
Кроме того, отказ от переднего двигателя упростил переднюю подвеску и снизил нагрузку на рулевое управление. Автомобиль стал легче, дешевле в производстве и удобнее в обслуживании – все эти факторы имели огромное значение для машины, рассчитанной на массового потребителя.