ФТС: число ошибок в расчете утильсбора на автомобили возросло


ФТС: число ошибок в расчете утильсбора на автомобили возросло


Недавно многие автовладельцы начали получать письма от ФТС с миллионными доначислениями за автомобили с уже уплаченными утильсборами, ввезенные в основном из Казахстана. Таможня напоминает, что расчет утильсбора производится плательщиком самостоятельно

Таможня подтвердила Бизнес ФМ, что число ошибок в расчете утильсбора выросло. Речь идет об автомобилях, ввезенных из Казахстана — недавно владельцы начали получать письма от ФТС с миллионными доначислениями. Бизнес ФМ продолжает собирать истории пострадавших водителей.

В ответе на запрос Бизнес ФМ Федеральная таможенная служба напомнила, что «расчет утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно», и подтвердила, что «в последнее время количество выявленных нарушений в ходе проверок увеличилось». Самой частой причиной доначислений за машины, ввезенные из государств-членов ЕАЭС, как пишут таможенники, является нарушение порядка применения формулы утильсбора. Изменилась эта формула 1 апреля прошлого года — утильсбор с этой даты надо было считать по так называемой компенсационной формуле. Идея была в том, чтобы нивелировать выгоду серого импорта из стран ЕАЭС. Однако Казахстан остался выгоден, даже после 1 апреля, говорит пострадавший автовладелец из Рязанской области Михаил. У него Hyundai Tucson казахстанской сборки, 2 литра. Михаил выплатил коммерческий утильсбор 300 600 рублей. И недавно, спустя год и три месяца, получил доначисление от ФТС в 730 тысяч рублей плюс пени 370 тысяч. То есть, миллион сто тысяч надо доплатить. На вопрос: почему он ввозил машину из Казахстана, Михаил ответил так:



«У них очень хороший ценовой сегмент, они гораздо дешевле, чем в России стоят. То есть, у нас в России этот автомобиль возишь, и 30% — это утилизационный сбор, ПТСки, поборы брокеров, чтобы этот оформить автомобиль. То есть там большой выбор, хорошая цена, местное производство, гарантия. Вот у Hyundai Tucson 2 литра, 149 лошадиных сил, комплектация «тревел», прайс в районе 15 млн тенге. То есть это меньше 3 млн рублей. Сюда его привозят, оплачиваешь утилизационный сбор, оплачиваешь ЭПТС, и можно получать номера. То есть еще расходы по России примерно 700 тыс., чтобы его узаконить. А сейчас ФТС что делает — с 1 апреля 2024 года автомобили, ввезенные в Российскую Федерацию, надо было считать по компенсационной формуле. Доплата не 700 тыс., а миллион семьсот тысяч. Ну, так говорят, «инспектор ошибся, то ошибка инспектора, но для начисления оплатить нужно».

В Казахстане есть заводы, производящие любимые россиянами Hyundai, Kia, Skoda, Shevrolet. Есть крупноузловая сборка, есть полный цикл. Напрямую российским гражданам казахстанские салоны машины не продают — боятся санкций. Поэтому покупка происходит через казахстанского посредника-физлицо. Алгоритм такой: сначала получаешь электронный паспорт транспортного средства. Рассчитываешь утильсбор, форма расчета есть на сайте ФТС. Идешь на таможню, сдаешь пакет документов. Таможенный инспектор их проверяет, у него есть на это пять суток. После проверки списывается утильсбор, таможня выдает бумагу — она называется таможенный приходный ордер, ТПО. В нем прописана дата списания, VIN и другие данные авто. После этого электронный паспорт автомобиля меняет статус на действующий, автоматически. Можно ехать в ГАИ и ставить автомобиль на учет.

На каком этапе возникла проблема? На этапе подачи неправильной суммы утильсбора и дальнейшей ее проверки. Владелец неправильно рассчитал, таможня, по неясной причине — не проверила сумму и списала некорректный утильсбор. Получается, ФТС должна была вернуть документы, сказать, что не хватает казахстанской декларации, и указать на неправильно рассчитанный утильсбор. Вместо этого ФТС сейчас, спустя полтора года — присылает доначисления. У кого-то на миллион, у кого-то — на три, включая набежавшие пени. Если бы таможня прислала доначисление позже (а по закону у нее есть три года) — пени были бы больше. Доначисления приходят либо компаниям-импортерам, то есть автодилерам, либо конечным владельцам-физлицам, которые оформляли сделку с гражданином Казахстана сами. Если берете у автодилера, можно узнать, оплатил он утильсбор, и в какой сумме, или нет. Отцу москвича Андрея письмо счастья пока не пришло — но если доначисление будет, то прийти оно должно автодилеру:


«У меня отец в сентябре месяце приобрел машину у дилера, Skoda Kodiaq казахстанской сборки. Продается это все у нас легально, у дилера. Возят они все это по какой-то схеме через физлицо. Физлицо перевозит машину через границу, ставит ее на учет, оплачивает все таможенные расходы. После этого машина продается организации, и организация уже продает машину физическим лицам. То есть машина как бы с одним владельцем уже продается. Мы получали таможенные документы. Я попросил, говорю, дайте документы, потому что мало ли и относительно уплаты утильсбора. В договоре прописано, что все таможенные расходы оплачены и что цена договора их включает. По идее, со стороны продавца все это сделано и выплачено».

Ситуации, при которых водитель покупал машину у автодилера, но доначисление пришло ему — случались, говорят водители.

Но это скорее исключение из правил — по закону «о защите прав потребителей» водитель может повесить это доначисление на автодилера, и будет прав. По примерным оценкам, после 1 апреля в Россию ввезли около 60 тысяч авто казахстанской сборки — и сейчас автодилеры понесут убытки, потому что придется платить доначисления в объеме маржи от продажи того самого автомобиля, если не больше.

Поделиться с другом

Комментарии 0/0