Льготы по квотам: самозанятым таксистам могут разрешить импортные машины

Депутаты Госдумы предлагают ввести квоты, которые позволят самозанятым водителям такси работать на автомобилях, не входящих в перечень локализованных моделей для такси. Инициатива — шаг в верном направлении, однако в нынешнем виде законопроект не решает вопросы с самозанятыми таксистами, считают представители отрасли. Для таких водителей можно вообще отменить требования по локализации машин или ввести отсрочку их введения, полагают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Локализация на четверть
Части самозанятых водителей такси могут разрешить работать на автомобилях, не соответствующих требованиям о локализации. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Государственной думы. Согласно поправкам в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», предлагается ввести квоту в размере 25% от общего числа записей в региональном реестре такси для физлиц, разрешающую работать на нелокализованных моделях. Предполагается, что квота будет действовать до 2033 года.
По мнению авторов поправок, предложенный механизм позволит адаптировать требования закона о локализации автомобилей такси к текущим реалиям и обеспечит постепенное обновления парка.
«При текущих условиях и ограниченном ассортименте новых автомобилей, полностью отвечающих установленным критериям локализации, приобретение и обновление автомобилей окажется финансово невыполнимым для основной массы самозанятых. Это, в свою очередь, фактически исключит их из легального сегмента рынка, поскольку внесение сведений о транспортных средствах, не соответствующих требованиям закона, в федеральную государственную информационную систему «Такси» будет невозможно, а значит — недоступно и получение заказов через службы заказа легкового такси», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как следует из сопроводительных документов к поправкам, в настоящее время именно самозанятые являются основными «субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» в малых и средних населенных пунктах. В общей сложности такой статус в стране имеют около 540 тыс. водителей такси, для которых такая подработка приносит, в среднем, ежемесячный дополнительный доход в размере 45 тыс. рублей. Самозанятые граждане, которые используют собственные автомобили, не соответствующие требованиям по локализации, фактически лишаются возможности заработка в данной сфере, подчеркивают авторы документа. По оценке ВШЭ, это приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет в размере 25,41 млрд рублей в год, отмечают они.
«Значительное число граждан, для которых занятость в такси является важным источником дохода, сталкиваются с ограничением своих экономических возможностей, что, по сути, формирует избыточные административные и финансовые препятствия для развития данного сегмента занятости. Такие ограничения приведут к тому, что осуществление соответствующей деятельности для самозанятых станет экономически нецелесообразным (по данным ...итического центра при правительстве РФ, объем выпадающих доходов водителей на приведение действующего парка такси в соответствие с законом о локализации автомобилей в такси составит до 289 млрд рублей)», — следует из пояснительной записки к документу.
Авторы законопроекта отмечают, что предложенная квота позволит обеспечить постепенную и последовательную адаптацию отрасли к введению требований по локализации автомобилей такси. Одновременно с этим сохраняется баланс между задачами развития отечественного автомобилестроения и устойчивым функционированием рынка таксомоторных перевозок, в том числе на территории малых и средних населенных пунктов, подчеркивают они.
Компромиссное решение
В целом предложения депутатов — шаг в верном направлении, считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Действующая норма локализации не отражает реальной структуры рынка и может привести к серьезным последствиям для доступности легальных перевозок и сохранения рабочих мест, отмечает она. Однако, по мнению эксперта, предложенная квота в 25% недостаточна и создает эффект «бутылочного горлышка», когда развитие отрасли искусственно сдерживается.
— В крупных регионах, где количество самозанятых уже значительно, эта квота будет заметной, но там, где процесс легализации такси еще активно выстраивается, она фактически не даст стимула для роста зарегистрированных перевозчиков. Так, по состоянию на октябрь текущего года, в некоторых субъектах федерации в реестре такси числится менее 100 автомобилей — например, в Ненецком автономном округе и Республике Ингушетия. В других — несколько сотен (Херсонская область, Карачаево-Черкесская Республика). Для сравнения: в Краснодарском крае зарегистрировано более 81 тыс. автомобилей такси. Очевидно, что единая планка квоты не может быть универсальным решением для таких разных по масштабу регионов, — заявила «Известиям» Ирина Зарипова.
Кроме того, она считает, что сама логика квотирования требует корректировки. Предложенная схема с фиксацией 25% от общего числа ТС, состоящих в реестре, будет приводить к увеличению доли нелокализованных автомобилей по мере роста самих реестров. По мнению Ирины Зариповой, логичнее было бы поступить наоборот: на первоначальном этапе установить более широкую квоту, например, 80%, чтобы дать рынку время на адаптацию и обновление автопарка.
— В предложенном законопроекте не учтен вопрос лизинговых автомобилей. На практике многие машины, приобретенные специально для работы в такси, выбывают из реестров при смене собственника без возможности возвращения. Считаем необходимым дополнить документ нормой, позволяющей возвращать в реестр лизинговые автомобили, утратившие регистрацию по формальным причинам, но фактически продолжающие использоваться для перевозок, — добавила председатель Общественного совета по развитию такси.
Исходя из регламента и порядка работы Госдумы и Совета Федерации, маловероятно, что предложенные поправки будут приняты до 1 марта 2026 года — даты вступления в силу требований к локализации автомобилей такси, полагает руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус.
— Само по себе появление такого законопроекта — очень позитивная новость. Она говорит о том, что государство видит возможные проблемы в отрасли и пытается выработать пути их решения, — считает он.
В Национальном совете такси полагают, что механизм квотирования поможет минимизировать негативный эффект для отрасли такси и сохранить возможность входа новых перевозчиков на личных автомобилях.
— Однако нужно расширить квоту для самозанятых хотя бы до 50%, чтобы в каждом регионе как минимум половина всех машин в региональном реестре такси до 2033 года могли быть нелокализованными, если зарегистрированы самозанятыми водителями, — заявили в пресс-службе совета.
Национальный автомобильный союз неоднократно предупреждал, что введение требований по локализации без переходного периода приведет к массовому уходу самозанятых водителей с рынка и, как следствие, росту цен на перевозки, напоминает вице-президент НАС Антон Шапарин. Эти водители ушли бы в «бомбилы», и многолетний труд по «обелению» отрасли оказался бы во многом обесценен, отмечает он
— Механизм квотирования, который будет работать до 2033 года, даст возможность людям сохранить доступ к легальным перевозкам, а отрасли такси — планомерно обновлять автопарк. От реформы выиграют и автопроизводители: переходный период позволит заводам планировать выпуск локализованных моделей, наращивать мощности и улучшать потребительские характеристики без давления и дефицита, — заявил Антон Шапарин.
Он считает: законопроект вводит компромиссный механизм. С одной стороны, он поддерживает стратегию развития российского автопрома, с другой — не обрушивает рынок такси и не ущемляет экономические возможности граждан, оставляет возможность работать легально.
— Мы считаем законопроект конструктивным шагом, который поможет сгладить переходный период для рынка такси. Такая мера направлена на поддержание баланса между задачами перехода на автомобили, производство которых локализовано, а также сохранение стабильности текущего рынка такси в регионах, в которых пока может не быть финансовой возможности для приобретения нового автомобиля, — сообщили «Известиям» пресс-службе брендов Voyah и Evolute (входят в перечень локализованных моделей для такси, разработанный Минпромторгом).
Представители отечественного автопроизводителя (Voyah и Evolute выпускаются в Липецкой области) отметили, что предложенный подход призван предотвратить дефицит водителей в отдаленных или экономически менее развитых регионах, позволяя им продолжить работу на импортных автомобилях с пробегом.
Квоты не панацея
Таксомоторные компании и члены общественных организаций, представляющих интересы самозанятых, неоднозначно отнеслись к предложению депутатов.
В «Яндекс Такси» поддерживают инициативу парламентариев, сообщил «Известиям» представитель компании.
— Сейчас важно сохранить водителей-подработчиков в отрасли, это поможет избежать оттока водителей, потери ими дохода и снижения доступности услуг такси в регионах, — сказал он.
Совершенно иной точки зрения придерживаются в такси «Максим».
— Квоты — это архаизм, который в качестве инструмента прямого административного ограничения свободного рынка может нести только вред регулируемой сфере деятельности. Непонятно, на основании какой методики федеральный орган, не имеющий полной статистики в сфере легковых пассажирских перевозок, сможет определять квоты для региональных рынков, — заявили «Известиям» в компании, напомнив, что у Минтранса нет региональных отделений и контроль в сфере такси осуществляется региональными уполномоченными органами.
В компании считают, что работающих на личных автомобилях самозанятых необходимо полностью вывести из-под действия нормы о локализации такси, подчеркнув, что физлицам недоступны лизинг и государственные программы поддержки бизнеса. Сейчас, по данным «Максима», в сводном реестре перевозчиков легковых такси доля самозанятых составляет около 66%: это 200 899 автомобилей, около 24% от общего объема отрасли.
— Всё упирается в предлагаемый лимит. Значит, дальнейший рост рынка и легализация перевозчиков будут невозможны, — отметили в компании. — Квота не «бьется» даже с существующими реестрами. За пределами мегаполисов, в региональных реестрах, доля автомобилей самозанятых зачастую сопоставима или сильно больше, чем у перевозчиков — юридических лиц. Квоты, в случае их введения, уничтожат маленькие региональные рынки такси, — считают в такси «Максим».
В качестве примера в компании привели Алтайский край, где у юрлиц в реестре такси 2084 автомобиля, а у самозанятых — 4372, Астраханскую (909 против 2333 машин) и Тюменскую (3141 на 6450 автомобилей) области.
Руководитель «Объединения самозанятых России» Иван Литвинов также отметил, что предложение о квоте в 25% приведет к вытеснению значительной части этой категории перевозчиков с рынка такси. По его данным, в большинстве регионов доля иностранных автомобилей самозанятых водителей уже сейчас превышает 25%.
— То есть даже при действующем объеме рынка такси в регионах квота уже исчерпана. Куда деть остальных? Вопрос, на который законопроект ответа не дает, — сказал он. — Самозанятые водители, которые работают на своих автомобилях, ведут деятельность с совершенно иной экономикой, чем юридические лица. Они не имеют доступа к лизинговым инструментам и госпрограммам поддержки бизнеса, поэтому применение к ним норм о локализации в целом некорректно.
Председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев и вовсе считает необходимым разделить рынок на две категории — «профессиональные перевозчики и таксопарки» и «самозанятые и частные водители», — а также ввести отдельное регулирование для каждой из них.
— Дифференциация позволит сохранить баланс между целями государства и реальными возможностями водителей, а также предотвратить уход сотен тысяч участников рынка в серую зону, рост цен и дефицит машин в сегменте агрегаторов, — сказал он «Известиям». — Пора честно признать: рынок такси — это не только парки и профессионалы. Это сотни тысяч водителей, для которых гибкая занятость — это возможность оперативно найти подработку и пополнить семейный бюджет. Если мы хотим, чтобы подработчики трудились легально, им нужно дать возможность работать, а не ставить искусственные барьеры.
«Дайте им доработать на нынешних машинах»
Предложенный механизм квотирования непонятен и не прозрачен, считает член общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.
— Почему квота именно 25%, а не 37 или 64%? Никакого обоснования этому параметру нет. Вместо каких-то квот гораздо логичнее дать самозанятым таксистам, использующим собственные машины, возможность работать на них до тех пор, пока этот автомобиль отвечает другим требованиями, предъявляемым к такси. Например, проходит дважды в год обязательный техосмотр, — заявил он «Известиям».
С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, чтобы самозанятые могли адаптироваться к требованиям по локализации такси, для них следует отложить введение этих норм на несколько лет, дав возможность работать на имеющихся сейчас в их распоряжении машинах. Через три-пять лет большая часть этих автомобилей уже выработают свой ресурс, а приобретение новых авто для такси самозанятыми должно производиться с учетом требований к локализации таких моделей, отметил он.