Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?


Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?


Что такое эстеры? Объяснение химика

Эстеры — это органические соединения, получаемые в результате взаимодействия кислот и спиртов с выделением воды. Эта химическая реакция известна как этерификация. В моторных маслах используются полиэстеры — сложные соединения с высокой термостойкостью и полярной структурой молекул.

Полярность молекул эстеров и делает их уникальными: они буквально притягиваются к металлическим поверхностям и образуют стабильную масляную пленку, которая сохраняется даже после остановки двигателя. То есть, при холодном пуске двигатель уже «не голый» — он защищен слоем масла, который не стёк полностью в картер.

Кроме того, эстеры обладают естественной смазывающей способностью и могут частично нейтрализовать окисление, а также выступать носителями для присадок — они лучше «удерживают» химические добавки, обеспечивая их стабильную работу.


Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?


Эстеры — не вчерашняя новинка. Они давно используются в авиации и автоспорте, а в «гражданских» маслах применяются в качестве базового компонента или как добавка к другим синтетическим базам.

Что дают эстеры в моторных маслах: плюсы

1. Образуют устойчивую защитную пленку

Эстеры буквально «прилипают» к металлу. Даже если масло стечёт, тонкий слой смазки на трущихся поверхностях остается. Это особенно важно при холодных пусках — моменте, когда двигатель испытывает максимальный износ.

2. Повышенная термостойкость

Эстеры не разрушаются при температурах свыше 200°C. Это делает масла с их добавлением идеальными для высокофорсированных и турбированных моторов, а также для тяжелых условий эксплуатации (летом в пробках, с прицепом, на трассе).

3. Отличная текучесть при низких температурах

Эстеровые масла сохраняют эластичность и текучесть при холоде. Это улучшает пуск зимой, снижает нагрузку на стартер и аккумулятор, позволяет мотору быстрее выйти на рабочие обороты.

4. Повышенная защита от окисления и старения масла

Эстеры достаточно стабильны и не подвержены химическому и термическому окислению, что продлевает эффективность моторного масла, в том числе в условиях интенсивной эксплуатации. Это означает более долгий интервал замены и меньший риск образования отложений.

5. Снижение трения

Эстеры уменьшают коэффициент трения между деталями. Это помогает не только снизить износ, но и повысить КПД двигателя, а также сократить расход топлива (пусть и всего на 1–3%).


Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?



Есть ли минусы у эстеровых масел?

1. Высокая цена

Эстеры недешевы в производстве. Поэтому масла с их использованием — одни из самых дорогих на рынке. Цена за литр может быть в 1,5–2 раза выше обычного синтетического масла.

2. Избыточность в спокойной эксплуатации

Владельцам атмосферных моторов, особенно с невысокой мощностью, польза от эстеров может быть минимальной. В повседневной городской езде без экстремальных температур и нагрузок «обычное синтетическое» масло справится не хуже — к тому же обойдется дешевле.

3. Требовательность к качеству исполнения

Если производитель экономит или использует устаревшие рецептуры, эстеры могут быть нестабильны, вызывать вспенивание масла или несовместимость с некоторыми присадками. Это редкость, но риск есть.

4. Возможная несовместимость с уплотнениями

Хотя современные эстеровые формулы учитывают взаимодействие с сальниками и манжетами, у старых автомобилей может наблюдаться подтекание, особенно если до этого использовалось простое минеральное масло.

5. Гидролиз

Эстеры подвергаются гидролизу водой, и это делает их менее химически стабильными, чем, скажем, VHVI или ПАО масла.

6. Допуски автопроизводителей

Эстеры редко сочетаются с официальными допусками автопроизводителей — совместить их непросто, хотя такие примеры есть. Обычно, если у масла есть OEM-допуск, эстеров там либо нет, либо их доля минимальна.

Отдельно заметим о моде «улучшать» масла с допусками, добавляя по капле «магических» ингредиентов. Такие смеси не проходят сертификацию, а эстеры в составе – в лучшем случае маркетинговая фишка, а не рабочая база.

Какие есть масла с эстерами на российском рынке?

На нашем рынке можно встретить продукты нескольких производителей с эстеровыми компонентами:

* Motul – один из известных международных брендов, который использует эстеры в разных сериях своих масел. Например, в серии 300V. Это масла, ориентированные на спорт, тюнинг, высокие нагрузки. Также эстеры можно встретить и в менее «спортивных» продуктах. Скажем, новая серия 8100 Power сочетает эстеровые и синтетические базовые масла. Это сбалансированный вариант для тех, кто хочет большей устойчивости к нагрузкам не только на треке, но и в городской эксплуатации. Такие масла особенно актуальны для азиатских автомобилей.



Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?


* Red Line – американский бренд, известный использованием эстеров в своих маслах, особенно в сегменте мотоспорта.
* Изредка встречается масло корейского производителя Zic.
* Бывает на маркетах масло брендов Xenum, Extreme AMG, AMSOIL.
* ENEOS, Liqui Moly – в некоторых продуктах этих марок также можно встретить эстеры.

Мнение эксперта

Алексей Кривцов, кандидат химических наук, продакт-менеджер компании «Теклюб»:

— Эстеровые базовые масла пришли из турбореактивной авиации в 1970-е годы. С ними сложно работать, их непросто хранить, смешивать, стабилизировать и… продавать. Однако эстеровые масла — это классный продукт для тех, кто 'слышит' свой двигатель. Даже на простой рядной 'четверке' без фазовращателей и турбины эти масла добавят комфорта и надежности. Двигатель получает большую эластичность и легче переносит затяжные обгоны на трассе или спортивные режимы эксплуатации. Еще один плюс эстеров, о котором мало кто знает, заключается в серьезном снижении количества загустителей, применяемых для купажа масла. Они оставляют загрязнения на поверхности деталей двигателя при перегревах, и чем этих загустителей меньше – тем лучше.

Кому это действительно нужно?

* Владельцам автомобилей с турбированными и форсированными моторами.
* Тем, кто регулярно ездит на высоких оборотах или с нагрузкой.
* Для тюнинговых автомобилей или езды с прицепом.
* Для езды по трассе летом, в жару.

* Для тех, кто хочет максимум защиты для двигателя и не экономит на обслуживании.


Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?


Выводы

Эстеры — это не миф, а технология, доказавшая эффективность в автоспорте и при тяжелой эксплуатации. Но как и любой продвинутый продукт, они не универсальны. Это не «масло для всех», а решение для тех, кто знает, зачем оно нужно.

Если вы один из таких людей — выбирайте проверенные бренды (скажем, Motul), но не забывайте про допуски и рекомендации производителя вашего автомобиля.

* «За рулем» объяснил, когда нужно наполнять масляный фильтр перед установкой.


Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?



Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?




Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?



Эстеровые масла — разводка или реально работающая штука?

Поделиться с другом

Комментарии 0/0