В погоне за фургонами: что показали на выставке Comvex 2025

На прошедшей в Москве выставке коммерческого транспорта Comvex 2025 показали немало новых грузовиков и фургонов. На фоне резкого снижения спроса на такую технику и двукратного падения продаж отечественные и зарубежные (прежде всего китайские) производители не теряют надежду на российский рынок, презентуя новые модели и узкоспециализированные модификации коммерческой техники. Подробности — в материале «Известий».
Всё упало, всё пропало
По итогам первых четырех месяцев этого года продажи тяжелых грузовиков (более 16 т) упали на 51%. Об этом на конференции в рамках выставки Comvex 2025 сообщил генеральный директор ...итического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Чуть лучше картина в сегменте «среднетоннажников» (3,5–16 т): тут отмечается падение на 48%. Лучше всего обстоят дела в сегменте LCV (до 3,5 т). Однако и тут снижение продаж по итогам первых четырех месяцев составило 14%, отметил Сергей Целиков.
Основной причиной резкого падения спроса на крупно- и среднетоннажную технику он называет предшествовавший рост продаж, по итогам 2023 года выросших более чем на 70%.
— В сегменте LCV ситуация более стабильная, поскольку туда не зашли китайские автопроизводители и не было активного роста продаж в предыдущие годы, — отметил Сергей Целиков.
Три пути
В «Автостате» подготовили несколько сценариев развития событий на рынке грузовых автомобилей в различных сегментах. При оптимистическом прогнозе объем продаж моделей LCV сохранится на уровне прошлого года. При реалистичном сценарии ожидается падение рынка на 10%. Пессимистический сценарий предполагает снижение на 20%.
Сергей Целиков отметил, что при первом варианте будет продано 112 тыс. легких коммерческих автомобилей (в месяц должно продаваться 10–11 тыс. машин). При втором — продажи составят 100,8 тыс. (8–10 тыс. в месяц), а при третьем — 89,6 тыс. (7–8 тыс. в месяц).
Иная картина прогнозируется в «тяжелом весе». Здесь даже оптимистический прогноз от ...итиков «Автостата» предполагает снижение продаж на 30% (до 71,4 тыс. грузовиков). По реалистичному сценарию будет реализовано чуть более 61 тыс. машин (–40%), при пессимистичном — продажи сократятся на 50%, до 51 тыс.
— Пока во всех сегментах рынка коммерческой техники мы движемся по последнему, пессимистичному сценарию, — уточнил Сергей Целиков.
Россыпь новинок
Несмотря на не самые радужные перспективы, производители коммерческой техники привезли на выставку Comvex 2025 немало новых моделей, которые в скором времени появятся в продаже. Например, компания Foton показала новый цельнометаллический фургон View, который оснащен оборудован двухлитровым дизельным двигателем мощностью 163 л.с. в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль полной массой 3,2 т имеет в грузовом отсеке лючок, позволяющий частично размещать длинномерные предметы, которые не влезли в «багажник» в пассажирском салоне, такелажные петли для крепления груза, а задние двери могут открываться на 247 градусов, что позволяет подъезжать задним ходом к погрузочной рампе.
Вторая новинка от Foton — пикап Tunland G9 с автоматически подключаемым полным приводом. Оснащен двухлитровым 162-сильным дизельным двигателем в сочетании с восьмиступенчатой автоматической трансмиссией. Его дорожный просвет составляет 210 мм.
Dongfeng показал новый среднетоннажный 12-тонный грузовик KB120. Машина, оснащенная 200-сильным турбодизелем в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач, будет доступна с шестью вариантами колесной базы. По словам представителей компании, сейчас машина проходит российскую сертификацию. Ожидается, что на рынке она появится осенью.
А вот продажи полноприводного грузовика «Садко 9» начались одновременно с его презентацией. Модель с односкатной ошиновкой предлагается с двумя вариантами колесной базы. Автомобиль оснащается 4,5-литровым турбодизелем ЯМЗ-534 мощностью 169 л.с., пятиступенчатой «механикой» и двухступенчатой раздаточной коробкой с понижающим рядом. Привод на передние колеса подключается принудительно при помощи электронной раздаточной коробки.
КамАЗ показал новою версию грузовика K5, которые сам производитель называет «развозным». Однако с учетом наличия спального места в кабине и грузоподъемности 9170 кг он всё же ближе к магистральным грузовикам.
Вторая новинка от отечественного производителя коммерческой техники из Татарстана — компактная модель «Компас» с двухрядной кабиной. Для управления достаточно «легковой» категории В, поскольку его полная масса 3490 кг. Такая модификация, рассчитанная на перевозку пятерых пассажиров и 1155 кг груза, ориентирована прежде всего на коммунальные и ремонтные службы.
Главной премьерой на стенде китайского производителя Sitrak стал новый седельный тягач C9H, адаптированный для российских условий эксплуатации. Автомобиль получил новую кабину с улучшенной аэродинамикой, специально для нашей страны объем топливных баков автомобиля был увеличен до 1,3 тыс. л. Тягач оснащается 480-сильным турбодизелем.
Ситуация с продажами прицепной техники полностью повторяет картину с грузовиками — падение на 51%. Несмотря на это, производители прицепов также приготовили новинки. Например, на Comvex 2025 дебютировал новый шторный полуприцеп отечественного производителя Mayer Cargoline (завод в Рязанской области), собранный из российских комплектующих. За счет широкого применения алюминия базовая 13,6-метровая версия полуприцепа примерно на 400 кг легче ...огов, а его удлиненная 16,7-метровая модификация способна вместить в себя 41 стандартную палету, в то время как похожие прицепы рассчитаны только на 38–40 поддонов.
Узкая специализация
На фоне падения продаж обычных грузовиков ряд производителей решили заняться узкоспециализированной техникой. Например, на улице (в выставочный павильон он просто не влез) был показан огромный трехосный карьерный самосвал «КамАЗ», рассчитанный на перевозку 50 т горной породы. Он приводится в движение 13-литровым 560-сильным дизельным двигателем, который работает в сочетании с семиступенчатой автоматической трансмиссией.
Белорусский МАЗ показал в Москве свой первый полностью электрический мусоровоз, оснащенный 204-сильным мотором. На полностью заряженной батарее машина может проехать до 200 км, загрузив на борт 20 «кубов» отходов массой до 10 т. Благодаря бесшумной работе он может использоваться для вывоза мусора из жилых кварталов по ночам, когда на обычных «мусорщиков» действует ряд ограничений.
JAC показал на выставке полноприводное шасси с колесной формулой 6×6 грузоподъемностью 16,5 т, предназначенное для установки крановых и буровых установок, другого оборудования, необходимого при нефте- и газодобычи. Грузовик оснащен двигателем мощностью 343 л.с. Сейчас шасси проходит процедуру сертификации, ожидается, что его продажи начнутся в конце года.
Еще одна похожая новинка — полноприводное шасси российского производителя «Ремдизель». Представленный на выставке образец — пока только прототип. Однако, по словам представителей компании, до конца года планируется выйти на серийное производство. Грузовик планируется выпускать в партнерстве с китайскими компаниями — в частности, использовать моторы и трансмиссии из КНР с постепенной локализацией.