Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы


Клуб автопутешественников

В 1964 году москвичи с изумлением рассматривали 45 туристических автопоездов, включающих просторные жилые прицепы Airstream – колонна энтузиастов американского клуба Wally Byam Caravan, путешествующих по всему миру, посетила и Москву.

Кто-то смотрел на все это просто с удивлением, иные – с завистью. Ведь со второй половины 1950-х годов интерес к автотуризму в СССР был огромен.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Колонна американских путешественников с прицепами Airstream в Москве, 1964 г.

О туризме на автомобилях писала пресса, о нем снимали популярные и художественные фильмы. Кстати, в них быт советского моторизованного туриста показывали вполне реалистично. В картине «К черному морю» 1957 года путешественники с трудом находят места в придорожных гостиницах. А в фильме «Три плюс два» 1963 года героини ночуют в палатке, а герои – в салоне Волги и даже на багажнике на крыше автомобиля.



На волне интереса к автотуризму в Москве уже в 1957 году провели выставку соответствующего оборудования и снаряжения. И уже на ней показали прицеп-дачу. Правда, не заводской, а сделанный энтузиастом-автопутешественником.

Первый заводской жилой прицеп РАФ-04, сделанный в Риге, появился уже в 1958 году. По сути, он представлял собой «кусок»» микроавтобуса РАФ.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Опытный образец прицепа-дачи РАФ-04, 1958 г.

Прицеп был рассчитан на четверых – два подвесных спальных места расположили под потолком. В комплект входили раскладной стол и стулья. В прицепной даче были шкаф и ящики для скарба.

А вот электропроводки в рижском прицепе не было. Для приготовления пищи предусмотрели керогаз (разновидность керосинки), а для освещения – керосиновую лампу.

Масса всего этого туристического счастья составляла около 950 кг. При этом мощность двигателя Победы была всего-то 52 л.с., а недавно появившейся Волги – 75 сил. Так что машины тех лет потянули бы РАФ-04 с большим трудом. Впрочем, РАФ-04 все равно остался лишь опытным образцом.

Зато самодельщики смело взялись за постройку собственных прицепных дач. Поскольку и грузовых прицепов к легковым автомобилям советская промышленность пока не выпускала, энтузиасты сами изготавливали основу и делали подвески. На одном из первых прицепов, который «За рулем» описывал в 1969 году, подвеска была независимой, да еще и с передним стабилизатором от Волги ГАЗ-21.



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Один из первых самодельных жилых прицепов, описанных «За рулем» в 1969 г.

Как правило, жилую часть прицепа делали из фанеры толщиной 4-5 мм, для пола использовали фанеру 10 мм. Использовались брезентовые боковины и тенты. Но уже во второй половине 1960-х годов появились конструкции с жесткими стенками из фанеры, а иногда и из пластика.

Наиболее продвинутые строители автодач оборудовали их электропроводкой и емкостями с запасом питьевой воды. Самые комфортабельные дачи имели массу до 450 кг.

Позднее в СССР ввели правило: прицеп без собственной системы тормозов мог иметь массу до 420 кг, с тормозами – до 840 кг. Самые тяжелые караваны рекомендовали буксировать только Волгой.

Самый популярный прицеп-дача СССР

Первым заводским жилым прицепом стал киевский Турист-1, который анонсировали в 1969 году, а в производство запустили в 1971-м. В прицепе, который можно было использовать и как грузовой, была раскладная палатка, благодаря которой турист получал дачу с верандой габаритами 4000×3250 мм.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы

Первый советский универсальный грузопассажирский прицеп Турист-1.

Но более массовым и популярным, а одно время даже культовым, среди автотуристов СССР стал прицеп Скиф уральского завода «Искра». Прицеп в транспортном состоянии длиной всего 2900 мм вместе с дышлом был пригоден к буксировке любым советским автомобилем (от Запорожца до Волги) и удобен для хранения в гараже.

Внешне Скиф напоминал обычный грузовой прицеп. А поскольку его масса была всего 230 кг (позднее указывали 260 кг), в свободное от палатки пространство можно было догрузить и багаж.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Знаменитый Скиф был компактным, а потому удобным для хранения.

Колеса прицепа позаимствовали у мотоколяски – размерностью 5.00-10, зато дорожный просвет достигал 240-260 мм, а подвеска была пружинная.

На стоянке из прицепа довольно легко монтировали палатку площадью 6 м2. В комплект входили складные четыре стула и стол.

В палатке были вполне приличные спальные места на четверых. А под диванами – вещевые ящики. В комплект Скифа входила и тентованная веранда площадью 3 м2. В общем, получалась вполне приличная мобильная дача.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы

Появление Скифа для советских автотуристов стало эпохальным событием.

В более поздней версии Скиф-1М получил улучшенный материал тента, который поначалу нередко протекал, и обивки спальных мест. На полу даже появился палас.

При этом Скиф стоил дешевле киевского Туриста. Правда, к середине 1970-х годов стоимость Скифа выросла с 800 до 1250 рублей – треть цены нового Запорожца. Но спрос на передвижную дачу оставался стабильным.

Появление в СССР серийных грузовых прицепов ММЗ-81021 и МАЗ-8111 дало энтузиастам возможность делать на их основе передвижные дачи – простенькие и не слишком просторные, зато дешевые. Вскоре нечто подобное стали выпускать серийно под названием КМЗ-8119.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Домики, сделанные по принципу «проще некуда, зато – дешево».

Одновременно самодельщики делали все более совершенные и даже изощренные конструкции. В просторных дачах на колесах были уже не только удобные спальные места и шкафы, но и большой запас воды, умывальники, холодильники, газовые плиты. Одним из самых продвинутых прицепов такого типа стал Теремок, о котором много писали в прессе.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы

Один из самых продвинутых самодельных караванов начала 1980-х годов – Теремок.

К слову, эстонский клуб любителей автомобильных путешествий «Караван» разработал даже типовые конструкции, позволяющие на единой отработанной основе делать дачи с индивидуальной планировкой и отделкой.

Дом на колесах Пришвина

Как ни удивительно, но первый кемпер (он же моторхоум) появился в СССР задолго до прицепов – в далеком 1939 году. Владел им Михаил Пришвин – известный писатель-натуралист и заядлый автомобилист.

Еще в 1935 году он купил свой первый автомобиль – ГАЗ-А. Позже, в 1939 году, писатель решил приобрести ГАЗ-М1. Но эту машину пришлось ждать. Поэтому на время Пришвин приобрел в некоем издательстве сильно поезженную «полуторку» ГАЗ-АА. Случай, кстати, чуть ли не единственный в истории, поскольку грузовики и автобусы частным лицам в СССР не продавали.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Первый отечественный кемпер – ГАЗ-АА Михаила Пришвина.

В кузов «полуторки» Пришвина установили деревянную будку, в которой заядлый охотник и горячий любитель природы организовал жилое помещение. Причем он предусмотрел даже возможность заниматься в этом домике фотографическими работами. Свою чудо-машину Пришвин прозвал Мазаем (естественно, в честь деда Мазая – героя стихотворения Н.А. Некрасова).

В 1960-хгодах советская пресса, изредка описывая заморские кемперы, в общем-то, совершенно справедливо писала, что удовольствие это – дорогое. Понятно, что делать такие машины серийно в СССР было немыслимо.


Но некоторые умельцы, любители путешествий, строили вполне комфортные и интересные моторхоумы еще с конца 1970-х годов. Обычно машины делали на узлах и агрегатах Волги ГАЗ-24, поскольку моторхоумы получались массивными и тяжелыми.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы
Самодельный моторхоум братьев Бабаян.

Уже в перестроечные времена кемпер сделали на основе микроавтобуса РАФ-22038, но до серии дело, разумеется, не дошло.

В 1988 году очень интересную конструкцию на базе Нивы соорудил литовский инженер Раймундас Петраускас. Идея, правда, принадлежала немецкой фирме Bensmann Reisemobile. Именно она впервые сделала автомобиль с присоединяющимся к нему одноосным жилым модулем. На стоянке дача «отстегивалась», а на Ниве, превратившейся в кабриолет, можно было ездить и без жилого модуля. В Германии собрали лишь несколько таких машин. В Литве фирма AUVIGA сделала только пару.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы

Немецкий кемпер на основе Нивы воспроизвели в Литве.

Не копи – арендуй кемпер

Сегодня взять в прокат прицеп или кемпер совсем несложно. Удовольствие это, правда, довольно дорогое. Но и проживание в приличном отеле стоит недешево. А ведь колесная гостиница еще и едет, и каждое утро вы можете просыпаться в новом месте!

* На выставке в Москве представили автодом на базе минивэна Соболь NN.


Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы




Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы




Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы



Дача поехала! Где ночевали советские автотуристы

Поделиться с другом

Комментарии 0/0


...
...

Рекомендуй MAGOMA.RU и забери новенький Mercedes

Рекомендуй MAGOMA.RU и забери новенький Mercedes

Подробнее

...