"За трубу": АвтоВАЗ готовит к выпуску модель Lada Iskra


"За трубу": АвтоВАЗ готовит к выпуску модель Lada Iskra


В середине декабря АвтоВАЗ торжественно отметил выпуск миллионного автомобиля, собранного после ухода весной 2022-го иностранного акционера. Тогда одни говорили, что русские смогут перезапустить завод лишь года через два, другие – что никогда. Но он заработал буквально через два месяца. Нынешнее событие – демонстрация того, что завод окончательно оправился от первого шока, вызванного антироссийскими санкциями, и научился в непростых условиях решать проблемы с комплектующими.Новости СМИ2 Производство запущено на полную мощность: каждые 25 секунд с конвейера сходит автомобиль Granta, Vesta или Niva. Кроме того, полным ходом готовится выпуск новинки – модели Lada Iskra.

У сотрудников АвтоВАЗа – а их больше 40 тысяч – есть свой, фирменный тост: «За трубу!» В том смысле, что если заводская труба дымит, значит, предприятие работает, выпускает продукцию, и у всех есть зарплата. Значит, все хорошо. И хотя дымящих, как в старых советских фильмах, труб давно уже нет, символ, согласитесь, красивый.

На человека, впервые попавшего на завод, цеха производят сильное впечатление: чисто, светло, многие операции давно уже выполняют роботы. Представьте, даже запаску в багажник автомобиля теперь укладывает рука-манипулятор! Маленькие роботы, раскрашенные под гжель и хохлому, тащат за собой целый поезд из тележек с деталями. Все роботы-доставщики, между прочим, собственного производства. Их уже порядка 300, и у модели есть собственное имя – «Антонина» (это от аббревиатуры АНТ – автоматический напольный транспорт). Говорят, скоро появится еще одна модель – «Антон», а количество роботов-доставщиков увеличат до 700.



[caption id="attachment_1635668" align="aligncenter" width="1200"] Производство двигателей[/caption]

Вообще, роботы на предприятии в Тольятти везде. Роботизация, конечно, дело недешевое, но позволяет уйти от пресловутого «человеческого фактора», избежать ошибок в производстве и в конечном итоге – сэкономить. В сварочном цеху Granta (замечу, самой простой и доступной модели завода) роботов больше, чем работников: 385 против 300. Здесь уровень автоматизации достигает 85%, а планируют его довести и до 90%. Каждый час с конвейера сходит 60 кузовов.

На линии сварки Vesta уровень автоматизации чуть ниже, но и здесь применяются решения, облегчающие труд работников и исключающие саму возможность допустить ошибку. Например, тележки с деталями, которые подвозят роботы, движутся в ритме с конвейером. На этой нитке конвейера выпускают 40 кузовов Vesta и пять Aura в час.

[caption id="attachment_1635653" align="aligncenter" width="1200"] Сборка Lada Vesta[/caption]

У Lada Iskra линия сварки там, где раньше делали «Приоры». Новая линия готова уже на 95%, но пока по ней идут тестовые кузовы. Позже они станут полноценными автомобилями, однако в продажу не пойдут. Их ждет нелегкая судьба: одни будут участвовать в испытаниях, другие – в процессе сертификации, а некоторые и вовсе разобьют во время краш-тестов. Людей в цеху немного, ведь часть операций выполняют роботы. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал, что к моменту полноценного запуска уровень автоматизации достигнет 37%.

Кузовы Lada Iskra будут штамповать из российского металла, причем оцинкуют 70% деталей, включая все наружные панели (кроме крыши). В час с конвейера будет сходить 30 седанов и универсалов Iskra, в год – до 120 тыс. автомобилей. Кстати, по предварительным планам, на долю седанов придется половина от объема выпуска, еще по 25% – на универсалы (обычные и с приставкой Сross). А вообще на этой линии, по словам представителей завода, можно собирать до шести разных типов кузовов и даже автомобили на разных платформах. Но о старте производства Iskra пока говорят аккуратно: «в первом полугодии».


[caption id="attachment_1635652" align="aligncenter" width="1200"] Сборка Lada Vesta[/caption]

Максим Соколов подтвердил планы выпустить порядка 12 новых моделей и модификаций до 2030 года. В первом полугодии 2025-го ожидается серийный выпуск Iskra, в июне на площадке ПМЭФ обещают представить новый кроссовер на платформе Vesta. Параллельно АвтоВАЗ занимается разработкой перспективного минивэна. Еще из ближайших планов: уже в 2025 году семейство Niva обзаведется новым мотором 1,8 л. Кстати, все машины, которые сходят с конвейера, проверяются на новом закрытом треке. На 300-метровом спецучастке трассы есть всё, чтобы оценить качество сборки автомобиля и работу его агрегатов: и булыжная мостовая, и «лежачие полицейские», и крутые виражи.

[caption id="attachment_1635651" align="aligncenter" width="1200"] Чугунолитейное производство[/caption]

Кто-то ругает АвтоВАЗ за узость модельного ряда, за то, что модели практически в одном классе В (или В+). Однако надо отдать должное: завод заработал вскоре после ухода иностранного акционера, а локализация в среднем была на уровне 60%. С тех пор на конвейер вернулись практически все модели, более того – появились новые. Миллионным автомобилем стала Lada Aura. Можно долго спорить, самостоятельная это модель или премиум-комплектация Vesta (с чем на заводе категорически на согласны), но факт остается фактом: предприятие в кратчайшие сроки предложило новый продукт на место, освободившееся после ухода седанов D-класса от ведущих мировых производителей.

Никто не сомневается, что в уходящем году АвтоВАЗ произведет (и продаст) запланированные полмиллиона автомобилей (это, между прочим, рекорд). Планы на следующий – примерно такие же, хотя Максим Соколов осторожно поправляет: «Все зависит от того, как будет выглядеть рынок в целом». В любом случае – труба дымит (понятное дело, виртуально), производство не останавливается. И даже в рождественские каникулы на завод придут ремонтники и проведут все необходимые по регламенту действия, чтобы с первого же рабочего дня 2025 года с конвейеров каждую минуту сходило по три новеньких автомобиля.


[gallery ids="1635670,1635671,1635672,1635673"]

Поделиться с другом

Комментарии 0/0