Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле

Россия — страна большая. У всех на слуху города-миллионники, однако опирается держава на небольшие населенные пункты с населением не более пары десятков тысяч человек. Названия у городов российской глубинки простые да бесхитростные — Мышкин, Дно, Чухлома, Лихославль. Держу пари, что вы никогда не слышали о Лихославле. 

Свое название город получил то ли от речки Лихославки, что протекала в этих местах, то ли от местных лихих людей, которые, согласно преданиям, «обнесли» как то обоз царя-батюшки. Слово «лихо» в русском языке ассоциируется с такими понятиями, как бравый, удалой. Когда в 1959 году в Лихославле было принято решение построить завод по выпуску автомобильных радиаторов, справиться с такой задачей стало по силам только людям упрямым и лихим.
Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле
На заводе запущено производство по монтажу теплообменников в единый сборочный узел.

Лихославльский радиаторный завод (ЛРЗ) был и остается одним из ведущих производителей теплообменников для автомобильной промышленности России. В начале шестидесятых годов прошлого века завод вообще был единственным специализированным предприятием по выпуску медно-латунных автомобильных радиаторов и отопителей. Но работали лихо. Заводчане одними из первых в мире сумели освоить технологию производства паяных алюминиевых радиаторов! Предприятие с тех пор располагает солидной конструкторской и технологической школой, которая оснащена современными испытательными и измерительными лабораториями. К слову, в тех лабораториях можно производить весь комплекс необходимых работ: от проектирования до серийного выпуска продукции. Вот вам и малые города России. От радиаторов из Лихославля берут свое «начало» современные модели КАМАЗа, ГАЗа, УАЗа, МАЗа, тракторов ЧТЗ, автобусов ЛиАЗ и ПАЗ, а также Петербургского тракторного завода и других производителей спецтехники.


Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле


Основой сегодняшнего производства является участок по выпуску алюминиевых радиаторов с применением технологии Nocolok: две современных технологических линии пайки позволяют производить до 30 тыс. изделий в месяц. Часть автомобилестроителей по-прежнему нуждается в медно-латунных радиаторах. Для них в Лихославле действует специальная линия по спеканию, она производит до 32 тыс. изделий в месяц. Суммарно же выпускаемый на заводе номенклатурный ряд насчитывает более 150 наименований изделий. За столь большим ассортиментом продукции следит заводская система менеджмента качества, она соответствует требованиям стандарта автомобильной промышленности IATF 16949 2016. 
Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле


На заводе справедливо полагают, что переориентация российской автомобильной промышленности на изготовление собственных узлов и агрегатов дает отрасли стимулы для развития. «Российский рынок покинули западные компании, с которыми мы ранее конкурировали, и это открыло новые возможности к росту объемов производства уже выпускаемой продукции и  разработке и продаже новой», — рассказал генеральный директор компании «Прамотроник» Андрей Ткачев.


Сегодня на заводе запущено производство по монтажу теплообменников в единый сборочный узел, который включает в себя интеркулер, радиатор системы охлаждения двигателя, а также необходимые элементы рамы и кронштейны навески. В комплектацию блоков, в зависимости от модели автомобиля, входят масляные радиаторы, радиаторы ГУР, рукава и шланги с установленными хомутами, шторки, жалюзи, кожух вентилятора и другие элементы конструкции. В настоящий момент Лихославльский завод радиаторов освоил восемь моделей таких блоков. Они идут на конвейеры Камского автозавода, АЗ «Урал» и Ликинского автобусного завода. Планируется завершение работ по проекту радиатора охлаждения воздуха наддува ЛР-43085 для некоторых моделей тяжелых грузовиков КАМАЗ.
Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле
Лихославльский радиаторный всегда славился рабочими династиями и гордится своими специалистами.

65-летний юбилей не повод для смакования только прошлых побед. Производственная компания «Прамотроник» в ближайшее время намерена обновить алюминиевое производство радиаторов, для чего закупает оборудование, привлекаются специалисты, внедряется иная культура производства, которая позволит выпускать высокорентабельные продукты. Как говорят на заводе — на уровне требований самых жестких мировых стандартов.
Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле

Часть автомобилестроителей нуждается в медно-латунных радиаторах. Линия способна выпускать до 32 тыс. изделий в месяц.

Другим стратегическим направлением предприятие-юбиляр выбрало переоценку производства больших медно-латунных радиаторов для грузовых автомобилей и спецтехники. А еще ЛРЗ, начиная с прошлого года, стал участником программы бережливого производства. Целью проекта, проводимого совместно с Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда, стал поиск внутренних ресурсов для оптимизации производственных процессов на всех уровнях. Гибкая производственная логистика позволит выпускать не только крупные, но и малые серии новой продукции. Все это сделать реально, дело за кадрами. Андрей Ткачев говорит о том, что завод открыт для новых конструкторов, технологов и логистов. Для функционирования производства дополнительно нужны сварщики, паяльщики, штамповщики, слесари механосборочных работ. Лихославльский радиаторный всегда славился своими рабочими династиями, лишь в последнее время наметился некий дефицит — такова сегодня участь всех малых городов страны. Молодежь стремится в мегаполисы. Между тем на двух производственных линиях предприятия сегодня трудится более 300 сотрудников, а производственная площадь завода составляет 14 000 м2 , где каждый квадратный метр задействован на результат.
Главная деталь автомобиля: как делают радиаторы в Лихославле


Генеральный директор уверен, что развитие ситуации на рынке российских автокомпонентов зависит от высокорентабельной и конкурентоспособной продукции собственного производства. Как ни крути, с радиатора начинается любой автомобиль вне зависимости от типа двигателя. Выходит, эта деталь еще долго будет в автомобиле оставаться главной. 

Поделиться с другом

Комментарии 0/0