Во времена СССР обучение водительскому мастерству проходило разными путями – многое зависело от региона проживания. В некоторых школах был предмет «Автодело», но там основное внимание уделяли устройству автомобиля. В Домах пионеров и школьников были кружки юных водителей, причем учащимся предоставлялась возможность поездить на настоящих автомобилях. Занималось обучением и знаменитое общество ДОСААФ. Но самым обычным способом научиться водить машину для многих оставались соответствующие курсы, куда принимали всех, независимо от возраста. Попасть на такие курсы было не всегда легко, но в целом с задачей все желающие справлялись.
А теперь – главный вопрос. Умели ли обладатели новеньких прав водить машину? К сожалению, во многих случаях ответ был отрицательным. Именно поэтому многие заботливые папаши, чей отпрыск гордо предъявлял им свежие права, заявляли: все это, мол, хорошо, но за руль я тебя пущу тогда, когда ты сдашь экзамен лично мне!
Впрочем, зачастую самостоятельное обучение езде в подобных случаях проходило параллельно посещению курсов. Как правило, новичка вывозили куда-то на просторную асфальтовую площадку – в былые времена их еще не додумались бездумно огораживать какими-то барьерами. В Москве многие приезжали с этой целью в Лужники.
Что дальше? Убедившись, что дите умеет переключать передачи и уяснил, где какая педаль, папа сажал его за руль и командовал: поехали, мол. Передача – пока только первая (автоматов еще не было), скорость – минимальная, 20-30 км/ч. Учимся ехать прямо, а не по синусоиде. А самое главное – учимся вообще трогаться с места!
Тяжелейшая задача для новичка – почувствовать баланс между педалями газа и сцепления. Наличие АКП начисто снимает эту проблему, но в СССР была только механика. Поэтому вместо езды по прямой получалось бесконечное дергание на месте с глохнувшим мотором. Инструктор выходил из себя, новичок злился, но через это проходили все. Если удавалось тронуться с места, то вскоре следовала команда: красный свет – останавливаемся. Заглох мотор? Ну и дурак…